Если хочешь узнать свое будущее, поинтересуйся у молодежи, чем они живут, о чем говорят, думают. И процент сбывшихся «пророчеств» будет больше, чем у Ванги, Нострадамуса и «бога Кузи» вместе взятых.
Сейчас в молодежной среде раскручивается, что было вполне ожидаемо, возмущение «жестокостью силовиков».
Даже если бы полиция укрывала протестующих пледами и угощала горячим кофе, все равно это было бы верхом жестокости и коварства режима — или пледы тонкие, или кофе недостаточно горячий.Наши дети фактически живут в среде, которую не только контролируют, но и формируют те, кто открыто называют нас врагами, через параллельную мнимую реальность управляют действиями в реальности настоящей.
Мы же прилагаем титанические усилия, чтобы прикидываться шлангом, хотя в глубине души многие понимают, что нежелание решать эту проблему обернется для нас большой бедой. И любимое чиновничье «запретить и не пушшать» тут не сработает.
Конечно, давно уже пора этот «пульт дистанционного управления» об колено и на помойку, но что взамен?
Образовавшуюся пустоту мигом заполнит наша, импортозамещенная гниль. Спрос рождает предложение. А спрос на всякую гниль в нашем обществе очень велик.
С той частью общества, кто видит смысл своего существования в том, чтобы наслаждаться этой гнилью, разговаривать бесполезно, вопрос в том, что будет делать т. н. «здоровая» часть. Тут два варианта.
Первый — продолжать залипать перед экранами, слушать профессиональных болтунов, периодически гневно квакать, отважно защищая патриотическую или либеральную правду и клеймя пофиг кого, рискуя сломать ногу, свалившись с дивана во время собственного комнатного митинга.
С томным наслаждением ждать, когда смута и война выжгут всю нашу гниль вместе с попутным ущербом в виде большей части (или всей) нашей страны. Уповать на то, что «мы всегда их, наши предки-герои»…
Только в этот раз героев может не хватить. Не воспитали. Не до них было. Перед экранами квакали или порнухой наслаждались.
У меня две дочери, 16 и 18 лет, время от времени интересуюсь у них о мнении молодежи по тем или иным вопросам. Начал писать эту статью еще летом, после того, как перед голосованием за поправки в Конституцию спросил у них, что думают о поправках знакомые, с которыми они общаются в соцсетях.
Обе сказали примерно одно и то же — многие недовольны, главные причины две: первая — упоминание Бога, вторая — нарушение прав секс-меньшинств утверждением брака как союза мужчины и женщины!
Собственно говоря, а зачем кому-то с нами воевать? Достаточно немного потерпеть, и Россия сама радостно побежит под хозяев по примеру Украины и прочих.
Не получилось сейчас, получится в следующий раз, другой, третий, но получится, если мы не сдвинемся и не начнем заниматься воспитанием НАШИХ детей.
Почему такое происходит?
Удобнее всего закончить писать фразой «молодежь нынче пошла не та». Или «на все воля Божья» и лечь спать, восхищаясь собственной моральной стойкостью и духовной высотой.
А можно попытаться разобраться в причинах и попытаться что-то изменить. Хотя бы из чувства самосохранения. И результат этого «что-то» будет зависеть от количества людей, которые решат, что хватит, надо всерьез заниматься этой проблемой. Это и есть второй вариант, гораздо менее удобный и комфортный.
Для меня тема воспитания подрастающего поколения всегда была очень важной, поскольку я считаю, что самый действенный способ изменить что-то в собственной стране к лучшему — воспитать достойных детей, чтобы следующее поколение хоть чуть-чуть было лучше нас.
Несколько лет назад, когда в Православной церкви началась кампания по организации на приходах православного воспитания, наш батюшка благословил меня заняться этим делом.
Для небольшого подмосковного сельского прихода получалось у нас, судя по всему, неплохо — организовывали поездки, походы, летний лагерь, грамоту получили, но через несколько лет, после трагедии на Сям-озере, откуда-то сверху посоветовали это дело свернуть. Поэтому пишу я на основании некоторого опыта, может кому-нибудь пригодится.
Обращаясь к нашей недавней истории, фашистов остановили старики, а победили пацаны. Семнадцатилетних призывали. Молодежь шла защищать свою страну вместе со старшим поколением, даже несмотря на то, что многие пострадали от Советской власти.
Шли сражаться, умирать и в конце концов победили. Потому, что их так воспитывали. Была, конечно, пропаганда, но главным было воспитание.
Послевоенное восстановление и беспрецедентный рывок нашей страны в 60–70-е опирался на получившее хорошее образование и воспитанное фронтовиками поколение моих родителей.
Но потом наши родители и деды не смогли воспитать достойную смену. Советские морально-нравственные принципы, наверное, самые справедливые из того, что может придумать человек, не скрепленные духовной основой, стали давать трещины и рассыпаться.
У моего поколения, родившихся в 60–70-е, была основа в виде советского воспитания, физическая подготовка и школа жизни, полученная на улице, душой мы были свои, но мыслили уже так, как хотели западные жулики, которые нас купили по дешевке.
Прямо через «железный занавес» нас поманили красивыми этикетками и обертками, в качестве примеров для подражания членов «свободного и справедливого» общества подсунули лиц с пониженной социальной ответственностью из западных фильмов, книг и прочей продукции массовой культуры.
«Крестный отец», «Анжелика», «Санта-Барбара» и прочие «шедевры» мы брали за эталон поведения и достижения успеха в новом мире, подавляя в себе то, что было заложено нашими предками.
Подавили правда не все и не всё. В результате СССР развалился, но Россия удержалась.
Те, кто разваливал Союз, учли свои ошибки, а мы нет. Они заполнили ту пустоту, которую мы сами создали, развалив советскую систему воспитания. Точнее мы их сами позвали, с хлебом-солью и этническими танцами в исполнении первого президента и сводного хора всевозможной падали.
У современной молодежи нет той основы, которая была заложена в нас, для многих из них человек-паук более реален, чем прадед, воевавший с фашистами, а восприятие мира идет через реальность, загруженную им в сознание хозяевами Сети.
Мышление формируется через сериалы, игры, молодежную субкультуру.
Понятия морали, чести, совести, долга подменяются психологическими установками, любовь заменили сексом еще нашему поколению. В западных и либеральных СМИ уже в новостях действия «злодеев» и противостоящих им «воинов света» подгоняются под стандарты поведения, принятые в фильмах и сериалах.
Если кто заметил, на фотографиях Навального у «агентов ФСБ» внешность и выражение лиц такое, чтобы было понятно, они именно агенты, замышляющие ужасное, какие должны быть в боевиках со злобными русскими.
Даже последние президенты США внешне и манерами напоминают героев комиксов. История с Навальным фактически повторяет события с Ющенко перед первым Майданом. Они настолько презирают нас и уверены в себе, что поленились сочинить новый сценарий.
Казалось бы полный бред, но работает же, заранее подготовленный пипл хавает и такое.
Был некоторый подъем, попытки поднять военно-патриотическое воспитание в десятые годы, дети занимались с большим удовольствием, но потом произошел откат, у многих опустились руки, спасовали перед либерально-ювенальным напором. Самые стойкие, которые не сдались, занимаются с детьми фактически полуподпольно.
Главная причина грустной ситуации с воспитанием заключается в том, что дети у нас по важности месте этак на двадцатом. То есть по факту не больно и нужны.
Это, кстати, хорошо заметно по количеству материалов о детях и молодежи на патриотических сайтах. И дети это чувствуют и понимают.
Причем такое отношение к подрастающему поколению преобладает на всех уровнях — государство, семья, Церковь. Я имею в виду Православную церковь, у мусульман дела несколько лучше.
Про государство понятно — бюджет небольшой, много не напилишь, вот чиновники и не напрягаются, скоро пропихнут полную дистанционку — по принципу наименьшего сопротивления, потому что проще и меньше мороки.
Постепенно внедряется ювенальная юстиция — проект, имеющий оккультную и коммерческую составляющую, основой которой является самая низкая форма работорговли — торговля детьми, тут чиновники, конечно, стараются: финансовые потоки надо контролировать, торговать детьми значительно выгоднее, чем воспитывать.
Многие родители о детях, конечно, заботятся, отдают их во всякие секции, лагеря отдыха, покупают компьютеры, смартфоны…
Все это здорово, только любовь и забота — не совсем одно и то же. Родители так сильно заняты, в том числе обеспечением детей, что часто любить не остается ни времени, ни сил.
В первую очередь, детям не хватает простой родительской любви. Недолюбленные дети не редкость даже в православных семьях.
Много ли родителей хотя бы просто целуют перед сном своих детишек? Кто не пробовал, попробуйте, увидите, какой будет эффект. У родителей и детей все меньше точек соприкосновения, даже отдых зачастую порознь. В результате вырастают абсолютно чужие люди. Я решил отдыхать вместе с детьми после того, как дочери побывали в лагерях отдыха пару раз.
Хорошие лагеря, питание, условия… Только у администрации лагеря две задачи — получить детей и деньги в начале смены, в конце вернуть детей, все. В школе то же самое, тенденция на преобразование школы в центр по оказанию образовательных услуг. Для учителя сейчас сводить школьников в поход — акт гражданского мужества.
Хотя осталось немало учителей, в том числе и среди молодых, кто старается воспитывать детей в традициях старой школы, но у них связаны руки чиновниками и, к сожалению, теми родителями, для которых видимость и имитация заботы важнее самих детей.
Церковь проявляет определенную заботу о воспитании детей, хотя это и не является ее прямой обязанностью. Но зачастую цветочкам-горшочкам вокруг храма внимания и сил уделяется значительно больше, чем детям. Странно потом удивляться, что молодежь перестает ходить в храм.
Представляется это как «Божья воля». А у меня подозрение, что с нас за это ТАМ спросят по полной. Как минимум часть из них на нашей совести.
Что нужно, чтобы исправить эту крайне печальную и опасную ситуацию?
Надо срочно создавать эффективную систему морально-нравственного, духовного и физического воспитания детей и молодежи. Для этого необходимо, прежде всего, желание и воля, понимание жизненной необходимости, одновременного и долгосрочного приложения существенных усилий в этом направлении, причем как со стороны родителей и общественности снизу, так и со стороны президента, руководителей страны и священноначалия, четкая безусловная установка сверху. В ювенальную юстицию вкладываются довольно серьезные деньги, бороться с ними без серьезной поддержки и защиты «сверху» вряд ли получится.
Единственный способ оттянуть молодежь от компьютера и интернета — заниматься с ними так, что бы им было интереснее с вами, чем за экраном. Как сказал один парнишка — «это интереснее, чем аниматоры». Только так.
Это сложно, но возможно, особенно если заниматься с детства, пока они не перегорели. У них есть тяга к настоящим делам, приключениям, они устают от искусственной реальности, им интересно попробовать, как на самом деле все устроено в реальном мире, природе. Те, кто говорит, что детям ничего не нужно, пытаются снять с себя ответственность.
Не получится. Если время упущено, останется только горевать и молиться за них. Им было нужно, но их такими воспитали, погасили безразличием и лицемерием.
В одной из бесед завуч школы, в которой учились мои девчонки, произнесла фразу, которая крепко засела у меня в голове: «Детьми надо или заниматься, или нет». Хуже всего, когда посередине.
Разговаривая с родителями, я часто задаю вопрос: можно ли воспитать из мальчика мужчину, защитника, не подвергая его риску? Ответ очевиден, другое дело, что выросла некоторая прослойка современных креативных родителей, которые считают, что их ребенку лучше будет поменять пол и научить танцу живота.
Эту публику пытаться изменить бесполезно — культ самодостаточности и потакания похоти, гламур, сериалы, медузы и эхи успешно выедают мозги и душу. Родителям же, которые хотят воспитать из своих детей людей, настоящих мужчин и женщин, мечтают о внуках, нужно объединяться, привлекать и поддерживать настоящих педагогов, священство, трясти чиновников.
Информационное поле вокруг детей очень грамотно настроено по принципу «не дай Бог чего». И сделано это не просто так.
Когда дети гибнут от наркотиков, суицида или разрушают психику под воздействием интернет-среды или оккультных опытов, это представляется как неизбежное зло.
Если происходит какой-то инцидент во время занятий с детьми, поднимается информационная волна, направленная не на устранение каких-то ошибок, недостатков, а на максимальное ограничение деятельности людей, искренне занимающихся с детьми, при этом коммерческие организации обычно особо ничего не теряют.
В коммерческих организациях обычно не заморачиваются с моральной и духовной составляющей, и там прекрасно себя чувствуют адепты различных сектантских организаций.
Заниматься с детьми — огромная ответственность, так было всегда, в советские времена учитель так же нес ответственность за детей, вплоть до уголовной. Но запрос и задачи со стороны государства и общества к системе воспитания предъявлялись совсем другие.
Для устойчивого существования и развития государства упор должен делаться на воспитание развитой умственно, физически, психологически и духовно молодежи, готовой создавать и обеспечивать крепкую, устойчивую семью и в случае необходимости защищать свою страну. Воспитывать из мальчиков и девочек мужчин и женщин. А столь рекламируемые сейчас всевозможные девиации так и должны оставаться девиациями.
Какая же тенденция прослеживается сейчас?
Самое безопасное место — в клетке. Нас всех рассаживают по клеткам-человейникам, детей на дистанционку — полдня за компьютером, свободное время тоже за компьютером, в качестве еды комбикорм из ближайшего маркета. Школа полностью выпадает из процесса воспитания. Контроль, видимо, будет возложен на опеку, со всеми вытекающими.
Что будет с психикой и физическим здоровьем ребенка после нескольких лет такого существования? Зато пока есть комбикорм, безопасность практически идеальная. Да и регулировать численность очень удобно, просто сколько нужно закупорить в клетках. Точнее закупорить всех, а потом завезти других, более соответствующих требованиям. Возможности такой системы успешно опробованы во время пандемии.
Городские дети вырастают в полностью искусственной среде. У многих реально атрофируется инстинкт самосохранения.
Лес или река становятся чужой, враждебной средой, реальной угрозой, не помогает даже изобилие гаджетов и снаряжения.
Если ребенка не водили с мальства в походы или не вывозили из города на волю в деревню (именно в деревню, а не содержали в коттеджном загончике), то брать его в тот же поход просто опасно — неизвестно, что отмочит. Способности к коллективным действиям тоже на нуле. Даже когда сами хотят что-то сделать вместе, просто не получается из-за вбитого в них культа индивидуальности. Для моего поколения это дико звучит, но сейчас ребята не боятся показывать страх перед девчонками.
Многие родители водят детей по секциям, кружкам, репетиторам. Это хорошо, но навыков самостоятельности вырабатывается недостаточно, плюс часто дети начинают думать, что мир крутится вокруг них. Родителям приходится в коротких перерывах между зарабатыванием метаться с детьми от загона к загону.
Сельские дети вообще никому не нужны. У них полно свободы, но что с ней делать? Брошенных, зачастую лишенных каких-либо жизненных ориентиров, их просто загоняют в чернуху.
Раньше была система трудового воспитания, сейчас несовершеннолетних никто не берет, слишком много проблем, отдачи мало, многие хотят поработать, попробовать настоящее дело, а негде, некому и нет желания с несовершеннолетними возиться. И здесь они чужие.
Систему воспитания надо поднимать из руин. И начинать с того, что дать возможность работать тем, кто хочет заниматься с детьми. Под контролем, но с поддержкой сверху, а не выкручиванием рук. И распараллелить общественную деятельность и усилия со стороны государства, чтобы те, кто пилит бюджет, хотя бы не мешали тем, кто занимается делом.
Очень не хватает профессионалов по работе с детьми, нужна помощь в объединении тех, кто пытается заниматься детьми на селе, порознь им просто не потянуть. Обеспечение безопасности — большая и затратная проблема.
И обеспечение безопасности должно осуществляться как помощь, а не как попытка запретить. Тем, кто пытается запрещать или саботировать, нужно сразу давать по рогам, одновременно сверху и снизу, чтобы боялись.
В сельской местности нужно широко использовать возможности дистанционного обучения и занятий по интересам, интернет дает довольно большие возможности, этим и надо заполнять пустоту. Очень эффективна система лагерей с тематическим уклоном. С участием родителей, чтобы с детства заниматься всей семьей общим делом.
Тема эта огромная, не на одну статью, был бы толк.
А пока вся надежда на Навального и его хозяев, может, они смогут расшевелить наше могучее общественно-патриотическое болото. Он парнишка энергичный, взялся всерьез. Не расшевелит, так разнесет.
Интересно, поможет нам в очередной раз заграница вспомнить, кто мы есть или просто сотрет ластиком и выкинет в урну?
Сергей Смолянов, специально для «Русской Весны»
Свежие комментарии