На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 413 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Михайлович
    ну а что им ещё делать, этим, как вы говорите, террористам? в мире жить хотите? тогда почему евреи захватывают чужую ..."Евреи — нация ль...
  • тимур чагалидзе
    Пора найти тракториста или лучше бульдозериста для очистки московского "садовода"Бегут, как крысы!...
  • Jurij Najdenov
    Детишкам своим это скажи и молодёжи навальнистской, а они послушаются и будут смотреть "Пионерскую зорьку", аха, вот ...Почему Ютуб в Рос...

Что дало мне государство в СССР?

Такой вопрос задала мне одна из моих подписчиц по имени Дарина Л. Уважаемая Дарина Л.! Я пообещала дать вам ответ в отдельной статье, потому что уместить его в комментариях невозможно. Поскольку больше половины моей долгой жизни прошла в СССР (предполагаю, что и у Вас), мне есть, что рассказать Вам. Сегодня уже традиционно принято ругать жизнь в СССР. Сразу же предупреждаю - я из другого лагеря. Очень трудно уложить долгий период жизни в короткий текст, но я постараюсь. Главным образом это детские воспоминания. Набирайтесь терпения и читайте.

Начну с детства. Мне невероятно повезло с родителями. Они оба очень целеустремленные и сильные люди, которые, можно сказать, сами себя сделали. Оба рано лишились отцов и в юности (а это послевоенные годы) сами, без какой-либо поддержки, поступили в престижные ВУЗы и получили высшее образование, живя при этом только на одну стипендию (помогать было некому). Затем отправились по направлениям от своих ВУЗов на Урал, где в маленьком рабочем поселке и встретились. Создали семью, в которой первым ребенком родилась я. Уж не знаю, до моего рождения, или сразу после, они получили БЕСПЛАТНОЕ жилье. В дальнейшем по жизни наша семья еще дважды улучшала жилищные условия. Разумеется - БЕСПЛАТНО. Как и полагалось в те времена, к трехмесячному возрасту мне дали место в яслях, а потом и в детском саду.

До сих пор у меня перед глазами всплывают некоторые картинки из детсадовской жизни. Вот мы, малышня, стоим в очереди за своей обязательной ложкой рыбьего жира. А на полдник на столах зачастую каждого ждала традиционная половина стакана морковного сока. Ну, или кипяченое молоко с ненавистной пенкой. Обязательные закаливающие процедуры - мокрые рукавички из вафельной ткани, которые выдавались каждому малышу для растирания тела. Прекрасно помню, как нас рассаживали за столами и каждый в своей тетрадке усердно писал палочки и крючочки - подготовка к школе. Каждый утренник начинался с торжественного марша Славянки, поднимающего настроение, как на демонстрации. Для детей, чьи родители работали в ночную смену, создавалась группа ночного содержания. Если все это не забота государства, не тщательно продуманная программа по воспитанию здорового и развитого подрастающего поколения, то что это тогда? Для сравнения - сегодня детсад представляет собой камеру хранения для детей. В обязанность воспитателей НЕ ВХОДЯТ развивающие занятия и подготовка к школе.

Школа. И тут мне повезло. У меня была самая замечательная школа! Когда я рассказывала о ней своим детям (поколение миллениалов), они слушали, как завороженные, и не верили, что так бывает. Наши учителя по своей инициативе давали нам очень много материала сверх программы, и много от нас требовали, при необходимости оставались с нами после уроков, проводили факультативы. Рассказывать о том, какое замечательное образование было в СССР, думаю уже никому не требуется. Это очевидный факт. И учебники для всех детей были бесплатными.

Как и чем были заняты дети в свободное от школы время - это отдельная история. Прежде всего в самой школе помимо должности пионервожатой была еще такая должность - заместитель директора по внеклассной работе (сегодня подумывают такую ввести). Этот человек отвечал за все мероприятия в школе. Не знаю, у кого как, у нас жизнь кипела. Всевозможные фестивали, концерты, конкурсы, ансамбли, субботники, походы. Мне есть, что вспомнить. Была и военная подготовка, мне лично очень нравились игры в Зарницу. Нас учили разбирать и собирать автомат Калашникова на скорость. Для общего развития в копилочку знаний все сгодится. Отдельно хочу вспомнить об уроках труда. Уже в пятом классе нас научили разбирать, собирать и чинить утюги, электроплитки, патроны и вилки. На уроках домоводства обучили шитью от построения выкройки до шитья готового изделия, а также готовке всевозможных блюд. Нас основательно готовили к жизни и мне действительно очень все это пригодилось в последствии. А летом у многих обязательно был пионерлагерь. Не такой обустроенный, как сегодня. Посуду мыли дети сами в тазике, умывальник на улице, а туалет - домик с дыркой в полу. Но это абсолютно никого не смущало. Зато нам жилось очень интересно, каждый день был не похож на другой. Скучать было некогда. Путевку в лагерь у папы на заводе мог получить каждый желающий.

В общей доступности были Дома и Дворцы пионеров, Дома культуры, клубы, Комнаты школьника в жилых домах, да и сами школы имели в наличии множество всевозможных кружков, секций, клубов по интересам. Все БЕСПЛАТНО(и это вам не какой-то дядя, а государство). При этом родителям совершенно не нужно было хлопотать, дети могли сами прийти и просто сказать:"Хочу к вам ходить". И этого было достаточно. Я уже с первого класса танцевала в школе и в клубе. Позже, в старших классах, ходила в кукольный кружок (давали спектакли в детских садах), потом на баскетбол, на фигурное катание и в бассейн, в клуб интернациональной дружбы, с которым уже со школьных лет поездила по стране на фестивали дружбы. Каждый ребенок мог заниматься всем, чем хотел. Кто это обеспечивал? Государство.

Отдельно мои детские воспоминания о заботе государства о детях из многодетных семей. В нашем классе в начальной школе училась такая девочка, которой школа за счет государства приобретала школьную форму и оплачивала завтраки в буфете.

Медицина. Смутно, но припоминаю, что в школе проводились медосмотры, приезжали автобусы с рентгеноборудованием, регулярно выдавались сладкие таблеточки от зоба, приезжали стоматологи. Все исключительно БЕСПЛАТНО. Чья инициатива? Государства.

Невероятное количество детских периодических изданий - газеты, журналы "Веселые картинки", "Мурзилка", "Юный техник", "Юный натуралист", "Пионер", "Костер" , "Техника молодежи" и еще много других, которые сейчас и не вспомнить - это разве не забота государства о воспитании и развитии подрастающего поколения? Огромный список грамотных, добрых, познавательных и ДОСТУПНЫХ ПО ЦЕНЕ журналов и газет, которые можно было выписать и получать с доставкой на дом в ваш персональный почтовый ящик. А огромное количество библиотек? Я уже с первого класса с удовольствием ходила в библиотеку.

У желающих была возможность путешествовать по стране. Цены на билеты, начиная с городского транспорта, и заканчивая междугородними поездами и самолетами, были абсолютно доступны. Сколько себя помню, моя семья регулярно ездила в гости к родственникам в другие города и на отдых (турпоездки, дома отдыха). Позже, когда я уже училась в ВУЗе, я каждые каникулы куда-нибудь ездила и таким образом объездила много российских городов. Тогда еще Прибалтика, Грузия, Армения, Украина, были в составе СССР и, спасибо родителям, я там побывала. Для справки: поездка в троллейбусе и в метро в семидесятые годы стоила 5 копеек, плацкартный билет на поездку поездом протяженностью 800 км - 11 рублей, а часовой полет в самолете 17 руб. Моя стипендия - 45 руб. Зарплата молодого инженера - от 115 руб. Так что если слегка подзаработать, то любой студент мог себе позволить поездку на море или в Москву, походить по театрам.

Что еще? Доступное бесплатное высшее образование. Замечу - качественное образование, без купленных зачетов и проплаченных сессий. Я получала техническое образование и каждый год во время каникул нас отправляли на производственную практику на разные заводы города, чтобы поработать руками и узнать свою профессию изнутри. А по окончании учебы выпускникам в обязательном порядке давалось направление, где его ждало гарантированное место работы. Но это уже не детство. Дальше уже начинается жизнь моей собственной семьи и детство моих детей, которое в разы уступало моему. СССР кончился.

Что плохого из вышеперечисленного я могу сказать о государстве, которое реально обо мне заботилось? Я умышленно не хочу касаться политики, искать ответы на вопросы "Что пошло не так?" и "Почему мы потеряли то, что могло становиться лучше, вместо того чтобы исчезнуть совсем?" Это дело политиков, но мне, простому человеку, в жизни нужно главное - уверенность в завтрашнем дне. И эту самую уверенность и давало нам государство. Уверенность в том, что у меня всегда будет работа, а значит и средства к существованию. Если положить на чаши весов то, что мне дало государство в СССР, а на другую то, что не дало, то первая чаша однозначно значительно перевесит вторую. Я достаточно ответила на Ваш вопрос, дорогая Дарина?

PS: В советское время был популярен лозунг "Государство- это мы". Каждый может трактовать его так, как понимает. Но я в своей жизни была окружена хорошими, добросовестными и трудолюбивыми людьми, которые просто делали свою работу, а следовательно и делали мою жизнь благополучной. Они и были для меня во многом этим самым государством.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх