Практически полное прекращение транзита из России и Белоруссии заставили республики Прибалтики искать выход их создавшейся сложной экономической ситуации. Одним из выходов могла стать продажа некоторых прибалтийских портов в собственность России.
Евросоюз никак не хочет помогать транспортной отрасли Прибалтики, которая каждый год требует все больше и больше денег. Если раньше поступления от российского и белорусского транзитов позволяли Литве, Латвии и Эстонии как-то развивать свои железные дороги и портовую инфраструктуру, то сегодня, когда транзит упал до нулевой отметки, уже транспортная отрасль требует финансовой помощи от властей.
Вот только в бюджетах прибалтийских республик денег нет. По старой привычке прибалты обратились в Евросоюз, но в новом многолетнем бюджете Европейского союза не нашлось места для прибалтийской транспортной отрасли. Европа уже заявила, что проблемы прибалтийских портов, это проблема Прибалтики, а не Европы.
Нефтяной терминал порта Усть-Луга
Вот тут в Прибалтике и вспомнили, что почти 20 лет назад Россия предлагала прибалтийским республикам продать ей один или несколько портов, а также часть железных дорог. Тогда это имело смысл – экспорт рос, а российские порты не справлялись с его объемом. Но прибалты почему-то увидели в этом попытку скрытой оккупации и отказали.
В Прибалтике тогда решили, что удобнее сидеть на российской транзитной игле, а там со временем и другие заказчики подтянутся.
Как показало время – не подтянулись. Европейцы предпочли развивать свои морские гавани – в Германии и Нидерландах. Прибалтика в этом отношении их не интересовала.
Жалеть об отказе Прибалтика начала жалеть уже в 2019 году, когда грузооборот начал стремительно падать. Но так как предложение в 2000-х годах Россия никак не оформляла, то сделать уже ничего нельзя.
Угольный терминал в порте Усть-Луга
Да и Россия к этому времени успела построить целую сеть морских терминалов на балтийском побережье и сегодня ей по большому счету порты Прибалтики не нужны. По своему техническому оснащению они проигрывают российским. Да до портов Латвии и Литвы путь ближе, чем до портов в Ленинградской области, но этот недостаток компенсируется высокой скоростью обработки грузов в портах.
С учетом того, что Европа прибалтам отказалась помогать, а у них самих денег нет совсем, то жить прибалтийским портам осталось максимум несколько лет. Через это время останутся там только пассажирские терминалы, которые будут вывозить гордых прибалтов на заработки в европейские страны.
У Прибалтики оставалась еще возможность продать часть своей портовой инфраструктуры Китаю, который в последнее время по всему миру скупает порты. Но прибалтийские морские гавани Китай не интересуют, так как путь к ним лежит через Россию и гораздо легче договариваться с одной страной о комплексных скидках – и на транзит, и на погрузку в портах. Китай так и делает.
Грузооборот портов Прибалтики с 2002 по 2020 год.
А что вы думаете по этому поводу - может быть России стоит купить еще пару портов у Литвы или Латвии, или они теперь совершенно не нужны?
Высказывайтесь в комментариях! Буду рад их услышать и готов обсуждать и спорить.
Свежие комментарии