Для "затравки" обсуждении - прочтите эту тему .
Автор рассуждает о различиях в мироощущениях жителей провинции и столиц.
А как по-вашему, какая идея сегодня могла бы сплотить русских?
Ради чего, помимо своей семьи, своих близких вы готовы были бы умереть, каким бы вызывающим этот вопрос ни показался?
Давайте обсудим эти вопросы ;)
***
Долгие годы изучением российской провинции, ее психологии и проблем занимались лишь отдельные социологи, и результаты их изысканий мало кого интересовали за пределами узкого кругаисследователей.
Относительно успешных жителей крупных городов не очень волновало положение дел за пределами своей личной среды обитания.
Сейчас наметился новый .
хелбой, дурачок, ведь ты попал в рай,
и придется тебе нашим обычаям следовать
это в Москве доктор джекил и мистер хайт,
а у нас добрый следователь и злой следователь
А. Родионов
Появилось определенное количество ресурсов, посвященных этому вопросу.
Одни склонны рассматривать аспекты русского бытия через призму снобизма и презрения, на других встречаются порой достаточно интересные и объективные материалы.
"В тлену", "Русская смерть", сообщество "Рашка — квадратный ватник" — все эти ресурсы активно эксплуатируют тему "безысходности" и "тлена" применимо к российскому народу.
Московская интеллигенция открывает для себя картины провинциальной жизни, находя в них пищу для собственного декаданса.
Однако, сам факт интереса к этим вещам — явление, безусловно, положительное.
Так ли мрачно обстоят дела в действительности, как это представляют себе авторы подобных ресурсов?
И если вправду ситуация в провинции столь трагична, что в таком случае является причиной деградации, и что будет способно ее остановить?
В наследство от "дикого" капитализма девяностых Россия получила чудовищную имущественную и культурную дифференциацию, которую с таким удивлением отмечают иностранцы, посещающие нашу страну.
Эта пропасть так велика, что, в общем-то, не нуждается в специальных социологических исследованиях: неравенство столь сильно, так бросается в глаза, что давно стало основной приметой нашей эпохи.
Это неравенство простирается, прежде всего, в географической плоскости, отсекая Москву от всей остальной территории.
Естественно, что и в других странах есть некоторое различие между столичными зарплатами и доходами населения в регионах.
Однако, нигде, за исключением беднейших стран третьего мира нет такого огромного разрыва в уровне доходов, как в России.
К примеру, во Франции среднегодовой доход парижанина составляет около 27000 евро, а у жителя провинции — примерно 20 000 евро, собственно говоря, такая разница просто покрывает издержки более дорогой столичной жизни, и можно сказать, что уровень благосостояния граждан достаточно единообразен по всей стране.
В России же средняя зарплата по Москве составляет около 45 000 рублей в месяц, в регионах же в лучшем случае — 20 000 рублей.
Как видите, средний доход москвича превышает зарплату его регионального коллеги более чем в два раза.
Объясняя этот феномен, часто ссылаются на то, что жизнь в Москве якобы гораздо дороже, чем в провинции.
Но это ложь, пожив длительное время и в глубинке, и столице, могу совершенно точно сказать: жизнь в провинции не дешевле, а напротив, порой дороже в силу снижения конкуренции.
Зайдя в какой-нибудь сельский продуктовый магазин после крупного супермаркета, вы будете весьма неприятно удивлены ценами на товары первой необходимости.
Тем не менее, минимальная заработная плата, официально устанавливаемая местными властями, превышает в Москве среднероссийские показатели как минимум в два раза, что, конечно, не может не раздражать жителей нищей провинции.
Так же существует очень значительное имущественное неравенство, имеющее не географический, а если можно так выразиться, сословный характер.
Имущественный водораздел проходит не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости.
За последние годы сформировались обособленные слои населения, чей доход непропорционально высок в сравнении с основной массой.
И это не только какие-то отдельные высокопоставленные чиновники или крупные бизнесмены, богатство которых выглядит легитимно. Неестественно наблюдать иное: как любой, даже самый низкоранговый чиновник при довольно скромной официальной зарплате ведет весьма дорогостоящий образ жизни, не скрывая этого.
Или люди, сумевшие в свое время приватизировать крупную государственную собственность, или, к примеру, бизнесмены, получающие солидные заказы не благодаря своей конкурентоспособности, а благодаря семейным и дружеским связям, либо просто с помощью откатов.
Или еще пример — умирающее село, в котором зарплата работника местного сельскохозяйственного кооператива составляет в среднем около 3 000 рублей.
В то же время, нефтяная компания открывает в данной местности нефтеперекачивающую станцию, и все население делится с этого момента на изможденных оборванцев, работающих в сельском хозяйстве, и, с другой стороны, довольных жизнью сотрудников НПЗ, получающих нормальные даже по городским меркам зарплаты. Заметим, что устроиться на это НПЗ можно лишь благодаря семейным связям, и никак иначе. Социум расколот на две части, на богатых и нищих.
Разве может это не сказаться на психологическом состоянии населения?
И вправду, люди порой живут даже хуже, чем они могли бы жить в конкретных условиях, с каким-то тупым отчаянием спихивают себя на самый низ темной ямы, в нищету и алкоголизм.
Ведь проблема даже не в самой по себе дифференциации доходов населения, а в том, что основанием для нее зачастую является не реальный уровень компетенций и трудозатрат, а прежде всего, умение устроиться, вписаться в определенную касту.
Это, несомненно, имело место в какой-то степени во все времена, однако беда в том, что сейчас это стало основой функционирования экономики. Да и имущественный разрыв между устроившимисялюдьми и обычными гражданами достиг небывалого масштаба: порой даже не в разы, а в десятки, в сотни раз.
Собственно говоря, в этом как раз и лежит основа всей пресловутой "безысходности".
В тотальном неравенстве, в том, что после развала Союза новое государство было собрано по чертежам несправедливости и произвола. Спустя годы все немного сгладилось, все же, что ни говори, профессора не шарят по помойкам, "мы стали чуть лучше жить", хотя бы чуть-чуть, но сам принцип, основа не очень изменилась.
Ведь дело не только в самом по себе уровне благосостояния — ни один народ, ни одна нация не способна впасть в коллективную депрессию лишь от одной бедности: после войны, к примеру, в самые голодные годы ни о каком "тлене" речи даже не было.
Дело не в этом, не в голоде и нищете, а в том, что на глубинном, подсознательном уровне нация чувствует, что в ее лишениях нет ровно никакого смысла, они обусловлены вовсе не стяжанием великих и благородных целей, нет, все это является лишь побочным эффектом новой специфической системы перераспределения жизненных благ.
Не более того.
Русские (а так же те народы, которые разделили с титульной нацией общую судьбу) народ непростой. Это нация, для которой на первом месте всегда стояло не материальное благополучие, а миссия, глобальный проект, общая вдохновляющая цель.
Это нация-творец, и только благодаря этим качествам она способна сплоить вокруг себя целую империю. При чем, заметим, русским удалось сделать это не силой, а с помощью мощной консолидирующей идеи. Коммунистическая идеология — это, прежде всего, идеология равенства и справедливости, что бы там ни говорили либеральные оппоненты. Насколько она реализуема на практике — это другой вопрос. Но, тем не менее, идея была.
Сейчас мы присутствуем при идеологическом кризисе.
Либертарианские ценности не способны дать жизнеспособные ростки на российской почве — они чужды русскому менталитету, плюс к этому отсутствуют положительные примеры.
Всем известно, как создавались в России крупные состояния, ни в коей мере не путем последовательного трудолюбия, а разовой экспроприацией на залоговых аукционах.
Идеология в духе Айн Рэнд в России глубоко дискредитирована и, наверное, никогда не сможет завладеть сознанием хоть какой-то части населения России.
Патриотическая риторика, к которой периодически прибегает власть, она очень близка массам: разумеется, речь идет не о националистическом варианте, а об имперском патриотизме.
Да, Россия жаждет реванша, русские чувствуют себя крайне подавлено и неуютно, будучи отброшены с лидерских позиций в мировые аутсайдеры.
Чувство унижения, боль — вот еще один источник деградации. К сожалению, власть на данном этапе оказалась не способна соответствовать подспудным чаяниям народа.
Русские на самом деле очень любят работать, то, что мы, якобы, ленивая нация, и что деградация — следствие национальной лени, это ложь.
Проблема в том, что русские любят и хотят работать во имя чего-то серьезного и важного, а не шоппинга одного ради.
Какую невероятную выносливость, какое поразительное трудолюбие выказывали русские в годы войны, потом поднимали целину, строили заводы, создавали инфраструктуру огромного государства…
Что бы не говорили либералы про ужасы репрессий, во-первых, репрессии имели место достаточно ограниченный отрезок времени, а во-вторых, так и столько создать из-под палки попросту невозможно, об этом вам скажет любой руководитель предприятия.
Лучшая мотивация — большая идея. А ее нет.
Что сейчас происходит в провинции — это и вправду ужасно.
Молодые, сильные мужчины гробят себя суррогатным алкоголем с самоубийственным упорством, хотя прекрасно видят на примере своих родственников и друзей, что это сведет их в могилу еще до наступления тридцати лет.
На практическом уровне нет такой вопиющей безысходности, из которой не было бы выхода: какая-то работа, но все же появилась, да и образование при желании получить пока еще возможно. Но не хотят, убивают себя наркотиками и алкоголем, такое впечатление, что мы имеем дело с массовым суицидом.
Почему это явление меньше выражено в крупных городах? Почему основные проблемы сконцентрированы в провинции, в глубинке?
Думается, что дело в том, что жители провинции, имеющие все же урезанный доступ к образованию и знаниям, и в силу этого менее склонные к абстрактному мышлению, забивающему импульсы подсознания, они острее чувствуют общенациональный кризис.
Эта безысходность, на самом деле, сидит занозой в каждом из нас, и в жителях мегаполисов тоже.
Просто они менее остро ощущают это, да и заполняют пустоту по-другому: шоппинг, поездки за границу, какая-нибудь карьера. Больше рациональности, отрешенности, прагматизма, способность выстраивать свою личную систему ценностей: это как будто укрываться в собственном маленьком бункере во время ядерной зимы.
Внутри, вроде бы, комфортно, однако на окраине сознания все равно маячит тревога.
А так называемые социальные низы, им в большей степени присущ коллективизм, они похожи на косяк рыб, который способен совершать синхронные повороты, не думая, не рефлексируя, просто плывя, просто повинуясь инстинкту.
В этом их сила, но в этом же и их слабость. Подъемы и падения государства низы воспринимают острее, чем верхние прослойки, у которых всегда остается альтернатива в виде индивидуального развития, и, в крайнем случае, даже эмиграции.
Тревога, потеря смысла, опустошение — это главная проблема русской нации. Для того, чтобы она вновь воспряла духом, необходима сильная, консолидирующая идея.
И эта идея должна воплотить в себе принцип справедливости.
Как бы пафосно это не звучало, но для русских справедливость является важнейшим понятием, вокруг которого выстроена идентичность нации.
Социалистические идеи, надо отметить, в последние годы переживают ренессанс, как ни парадоксально, но крушение СССР в какой-то степени поспособствовало регенерации левого дискурса в России. Было с чем сравнить, и сравнение для многих оказалось в пользу марксистской теории, что ни говори, и он обрел новый, не выхолощенное, а вполне жизненное значение.
Понимая это, власть пытается вести игру на этом идеологическом поле, однако, ограничиваясь словами и полумерами, не меняя структуру общества в корне, она лишь провоцирует раздражение в людях, ожидающих реальных перемен.
Нация, рассеянная по умирающим городкам и заросшим селам, она ждет, когда в ее серое, угрюмое тело ударит электрический разряд нового смысла.
Кто справится с этой задачей и когда это произойдет — главный вопрос новейшей российской истории.
автор Надежда Алексеева
Свежие комментарии