На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Гринжук
    Не х.... хохлам паспорта раздавать лучше гражданство иностранца давать которые бегут от европы. А этих предателей нам...Нужен ли нам милл...
  • Сергей Андросов
    Выдать им нотную тетрадь, пусть все ноты записывают.МИД Таджикистана ...
  • Алеся Ясногорцева
    Посмотрела комментарии... Как же хорошо, что праваки-буржпаты, подобные Дугину, не всем заморочили головы! Товарищи, ...Вторая бомба под ...

Памятник Петру Врангелю. Это для примирения или мордобоя?

 



18 сентября стал днём очередного копьеломания на просторах России.
День выборов, но речь вовсе не о выборах.
Речь о том, что именно в этот день в Керчи в торжественной обстановке на территории одного из храмов был открыт мемориальный барельеф Петру Врангелю.
Барьельеф работы скульптора Андрея Клыкова разместился под аркой и своеобразным часовенным куполом, что говорит о непоследней роли Русской православной церкви в деле открытия этого памятника.

Мероприятие освещено на официальном портале министерства культуры РФ. Позволю себе привести материал пресс-службы ведомства полностью, чтобы в дальнейшем не возникло каких-либо кривотолков по поводу того, что слова были «искажены в худшую сторону» или наоборот «художественно приукрашены».
 Пресс-служба Минкульта:

"По благословению митрополита Феодосийского и Керченского Платона для установки монумента выбрано место на территории храма апостола Андрея Первозванного. В церемонии открытия памятника приняли участие первый заместитель Министра культуры Российской Федерации Владимир Аристархов, глава Керченского союза монархистов Геннадий Григорьев, настоятель храма - протоиерей Николай Зиньков, доктор экономических наук Иван Розинский, прихожане.

«Сегодня мы вспоминаем великого человека, того, чьё имя должно встать по праву в один ряд с выдающимися полководцами нашей истории, вместе с Дмитрием Донским, Александром Невским и другими нашими великими военачальниками. Пётр Николаевич Врангель. Много лет его имя было забыто, - сказал на церемонии открытия памятника замглавы федерального ведомства. - Помимо личной доблести, помимо того, что он был одним из лучших командующих в русской армии, Пётр Николаевич ещё был великим устроителем дел гражданских. Именно здесь, в Крыму, был показан образец того, что Россия может быть русской, национальной, державной и правильно устроенной, чему и сегодня не грех поучиться, вспомнив многое из того, что было сделано тогда».

Владимир Аристархов также поблагодарил всех, кто имел отношение к установке памятника и заключил: «Это наша русская традиция, когда самые ценные монументы и памятники создаются на народные деньги. Перед нами именно такой народный памятник. Я поздравляю всех с этим событием, и пусть наши дети и потомки помнят наших героев».

Средства на памятник собирались за счёт частных пожертвований.

Герой Русско-японской и Первой мировой войн, барон Петр Врангель был отмечен многочисленными наградами за доблесть, имел безупречный послужной список, к 1917 году получил чин генерал-майора Генерального штаба Русской Императорской армии. После заключения советским правительством Брестского мира c противником, передачи огромных территорий Германии и Турции, признания независимости ряда областей бывшей Империи, Врангель в августе 1918 года вступил в ряды Добровольческой армии.

Во время гражданской войны Врангель успешно командовал крупными кавалерийскими соединениями, взял Царицын (ныне Волгоград), а после Новороссийской катастрофы в 1920 году возглавил Вооружённые силы Юга России. Белые части, переименованные в Русскую армию, в короткий срок восстановили боеспособность и повели наступление против многократно превосходящих сил Красной армии. Одновременно Пётр Врангель провёл ряд важных гражданских реформ, включая земельную и земскую.

После прорыва Красной армией сивашских позиций и перекопских укреплений в портах Крыма в ноябре 1920 года была проведена одна из крупнейших в истории морская эвакуация. От причалов Евпатории, Севастополя, Ялты, Феодосии и Керчи отошло 126 кораблей со 150 тысячами людей на борту.

Врангель находился у берегов Керчи на крейсере «Генерал Корнилов» и отбыл в Константинополь, лишь убедившись, что погрузка в этом последнем городе прошла успешно. Именно из Керчи, где установлен памятник, ушли последние корабли Русского Исхода под трёхцветным и Андреевским стягами. Русский флаг в Крыму был снова поднят в качестве государственного лишь в 2014 году с вхождением полуострова в состав Российской Федерации.

Как говорят дикторы: "конец цитаты".

Как только информация об открытии памятника одному из лидеров Белого движения стала достоянием общественности, началась своеобразная общественная лихорадка, в которой, как часто в аналогичных ситуациях происходит, сошлись те, кто «за белых», с теми, «кто за красных».
Медийная среда России, включая социальные сети, в очередной раз оказалась поделена на два непримиримых лагеря, один из которых «категорически за», другой – не менее категорически «против».
Доводы первых: Пётр Врангель – образец чести, мужества, следованию присяге и служения Отечеству.
Доводы других: Пётр Врангель пытался тянуть одеяло власти на себя, рассчитывал на помощь иностранных интервентов и вообще был «страшно далёк от народа».

Как человек, обученный и воспитанный «советскими» родителями и учителями, на советских учебниках, по советским кинофильмам, внутренне противлюсь самому пониманию того, что в нашей стране может быть установлен памятник Врангелю. Почему? Ну как же... А песня... «Белая армия, чёрный барон (Врангель) снова готовят нам царский трон, но от тайги до британских морей Красная армия всех сильней». Уже где-то на подкорке (неужели клята советска пропаганда...) засела реакция, что если чёрный, да ещё и барон, то хрен ему (простите), а не памятник... В общем, при первой реакции, видимо взыграло то, что я до сих пор «не декоммунизирован», ибо где-то в шкафу и по сей час хранится пионерский галстук, да ещё и ежедневно приходится ходить (ездить) мимо памятника Ильичу... «Не декоммунизирован» на все 100% даже в девяностые, когда уже и учебники другие, и фильмы, и страна.

Несколько остыв от первой «аврорно-революционной реакции», уже ловлю себя на мысли, что уж Врангель-то точно более достойная персона для памятника, нежели, к примеру, Маннергейм или Егор Гайдар.
В конце концов, человек, тянул он там на себя какое-то одеяло или не тянул, был русским офицером, который до конца сохранял верность присяге, не перекрашивался и не пытался идти на компромисс с теми, кто насильственно (и, кстати, не без иностранной поддержки) захватил власть в стране. То, что Пётр Врангель страну в итоге оставил – можно обсуждать долго, как, в принципе, и вообще всё, что связано с кровавыми событиями почти вековой давности.

В итоге понимаю, что попытка, которую Минкульт описывает как историческое просвещение общества, дань памяти выдающимся историческим личностям, приводит к настоящей философской схватке внутри не только вашего покорного слуги, но и, думается, внутри миллионов соотечественников. - Внутри всех тех, кто тоже воспитывался на «Красная армия всех сильней», а потом стал свидетелем развала огромной страны, в которой родился, с определённым переосмыслением роли личности в истории.

Цель Минкульта вроде бы понятна: историческое примирение... усадить, понимаешь, за стол с рюмкой чая и тех, кто, как уже говорилось, в душе «красен», и тех, кто «бел».
Усядутся, посмотрят на памятник, перелистают труды историков и летописцев, пожмут друг другу руки и пойдут работать во имя созидания. Вот только очень уж красивая цель эта, так уж получается, результата не достигает. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на дебаты в соцсетях или политических ток-шоу, когда участники споров по открытию/закрытию тех или иных памятников, а то и целых центров (Ельцина, например), «примиряются» так, что того и гляди повыдёргивают друг другу последние волосы на голове. Достаточно вспомнить о том, как все последние годы идёт обсуждение вопроса «нужно ли оставить Ленина в мавзолее или нет».
Да обсуждение порой достигает такого накала, что тут и до новой Гражданской недалеко...

В общем, к чему я это всё?
К тому, что благими намерениями, сами знаете, куда выстлана дорога.
Да и благие ли это здесь намерения – тоже вопрос, ведь вряд ли тот человек, который в итоге «в одно лицо» принимает решение об установке/демонтаже памятников (монументов, центров и прочего, прочего), не осознаёт, что любой непродуманный шаг в столь щекотливой сфере может обозначить новый общественный раскол.
Это не значит, что об исторической правде нужно умалчивать или вообще забыть – вовсе нет.
 
Просто хотелось бы, чтобы решения принимались некулуарно, ответственно и без подводных камней в виде пусть даже небольшой вероятности сталкивания людей лбами.
 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх