На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 376 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор
    Для этого и предупреждают, чтобы не было там людей, и будет там большая-большая ямка, чтобы укры приходили и думали, ...Москва предупреди...
  • Виктор
    +Москва предупреди...
  • Игорь Кузнецов
    Мировая политико-экономическая система "разбалансирована", это видно из перечисленных признаков всем, кто живёт не то...Роджерс: Объектив...

Демографический излом.

Никогда еще тема сбережения народа не стояла так остро, как теперь.

Нас все меньше, и это заставляет задуматься о том, что убыль населения  становится серьёзной угрозой национальной безопасности. «Ускоряющаяся четвертый год подряд естественная убыль населения создает существенные риски для реализации национальной цели по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации», – отмечается в докладе главного контрольного ведомства страны.

 

Цифры говорят сами за себя: на первое сентября 2019 года, по данным Счётной палаты, постоянное население России составило всего 146,7 миллиона человек, нас стало меньше на 52,5 тысячи. За восемь месяцев этого года в мир иной ушли 219,2 тысячи, что в 1,3 раза больше, чем за тот же промежуток времени в 2018 году.

Пугающая убыль населения находит объяснение ученых. Известный врач, социолог и философ Игорь Алексеевич Гундаров полагает, что мы живем в условиях так называемых каскадных демографических реакций. Их суть в том, что при падении рождаемости через каждые 20 лет число молодых людей репродуктивного возраста уменьшается.

Если запущенный механизм не остановить, то к 2050 году нас уже будет рождаться совсем мало, и наступит точка невозврата. 

 

Вот и по прогнозу социально-экономического развития РФ на 2020-2022 годы естественной убыли населения нам не избежать. Рассвет не забрезжит и в 2023 году. Стремительное вымирание нации вызывает беспокойство не только у светской власти, но и у Русской православной церкви, посвятившей проблеме народосбережения Всемирный русский народный собор.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратил внимание верующих и неверующих на то, что «очень многие актуальные проблемы современности имеют демографические корни». Об этом говорят не только опустевшие деревни Нечерноземья и нехватка рабочих рук для освоения просторов Дальнего Востока, да и центральных регионов. Широко обсуждаемый миграционный кризис, поразивший европейские страны, уже стоит на пороге нашей необъятной Родины.  

Вопрос нации ставится ребром: быть или не быть. Нехватка рабочих рук тормозит экономический рост, угрожает социальным гарантиям старшего поколения и в случае дальнейшего ухудшения чревата утратой территорий и распадом государства.

И это не страшилка, говорит Патриарх, а прогноз, который делают ученые, используя, в том числе, и методы научного прогнозирования. Острота демографической проблемы отмечается в Послании Президента 2018 года, где проблема роста или сокращения народонаселения напрямую связывается с национальной безопасностью.

 

Но несмотря на это находятся люди либерального толка (их демографы называют антинаталистами), с высоких трибун стремящиеся доказать, что ничего страшного не происходит. Надвигающийся «демографический провал» – это, якобы, закономерное, естественное явление, вызванное эхом войны и шоковых реформ.

 

Антинаталисты стремятся убедить власть в том, что «поддержка рождаемости – пустая трата времени и средств, которым можно найти лучшее применение». Ведь сокращение населения («демографический переход»), по их убеждению, может быть экономически выгодным, поскольку позволит делить доходы от сырьевых и прочих ресурсов на меньшее число ртов. И вообще создание семьи и рождение детей – сугубо интимное дело, куда государство и общество не должны вмешиваться.

Такие рассуждения на руку ретивым оптимизаторам. Ведь чем меньше людей, тем меньше проблем, на решение которых уходят государственные деньги. Минфин давно стремится сократить социальные расходы, которые несут риски для бюджета. Постоянно встает вопрос: откуда взять деньги на льготы? Ведь главная задача финансового ведомства – бюджетный профицит, а какой ценой он дается народу, – чиновников мало волнует.

Если мы хотим вернуть нашей стране статус  великой державы, напоминает Патриарх, то, прежде всего, должны думать не о деньгах, а о тех, кто населяет нашу землю. Ведь в прошлом веке мы стали великой страной во многом благодаря демографическим преимуществам и могучему потенциалу русского народа.

Бурный рост народонаселения России имел прежде всего глубокие духовные и мировоззренческие корни.

 

На Руси институт семьи и поддержка детей ценились издревле. Община помогала обзавестись хозяйством. Сразу после свадьбы всей деревней для молодых рубили новую избу, им выделяли земельных наделы, которые и кормили крестьянские семьи.

 

Мы можем только позавидовать нашим предкам, которые спокойно жили на своей земле с уверенностью в завтрашнем дне, не знали проблем, отягощающих жизнь современного человека. Но время не повернуть вспять.

Для счастья недостаточно наделить молодые семьи землей.  Не только потому, что многие земли давно проданы и перекуплены, кормившие Россию поля заросли бурьяном. И хотя государство пытается навести порядок в земельных отношениях, корректируя законодательство, вопрос о возрождении прежнего уклада жизни сегодня, конечно, не стоит.

За годы разрушительных реформ наше село обезлюдело и утратило прежнее значение. Не спасают и земельные участки, которые выделяют теперь многодетным для строительства собственного дома и ведения приусадебного хозяйства. Потому что одной земли для поддержания многодетной семьи на селе недостаточно. Многодетным нужны еще и подъемные, а их государство обещает далеко не всем.  

В новой России предусмотрены разнообразные меры поддержки семьи, материнства, детства, которые будут продолжать и углублять. Сегодня, по некоторым оценкам, благодаря материнскому капиталу и другим мерам расходы на демографическую политику приближаются к одному проценту ВВП. Это больше, чем во многих странах мира.

Однако демографы, государственные и общественные деятели говорят, что доля расходов на сбережение нашего народа должна быть еще больше.  

Многие из них предлагают учитывать при начислении пенсий не только трудовой, но и родительский стаж как матерей, так и отцов, которые честно делят со своими женами бремя по воспитанию детей. Здесь пошли бы на пользу отцовский капитал или пенсионные льготы для многодетных отцов и отцов-одиночек. Законопроекты уже внесены в Госдуму. Но их все никак не примут.  

Чиновники Минэкономразвития предлагают в своих прогнозах другой, более экономичный путь – поднять численность народонаселения не за счет дополнительных мер социальной поддержки, а с помощью мигрантов. Для них готовится ряд существенных послаблений. Так, например, иностранцам, работающим у нас, разрешат сохранять иное гражданство в случае переезда в Россию на постоянное место жительства. Кроме того, обучающимся или окончившим российские вузы или институты стран СНГ и Балтии, станет проще получать разрешение на временное пребывание, вид на жительство и гражданство.

 

Приезжие и должны, как видно, обеспечить нам основной прирост населения к 2024 году. В результате среднегодовая численность населения, по прогнозам Минэкономразвития, к 2024 году может вырасти почти до 149 млн человек. Но чиновничьи задумки легко разбиваются о логику известных демографов.

 

Так, например, Сергей Шульгин, эксперт Международной лаборатории демографии и человеческого капитала ИПЭИ РАНХиГС, считает, что прежде чем строить прогнозы, неплохо было бы обратить внимание на неравномерную структуру населения России. Численность одних поколений больше, чем других, поэтому устойчивого прироста в обозримой перспективе в принципе быть не может.

Спасти ситуацию можно, предусмотрев увеличение расходов на демографию и семейную политику. Меры господдержки, уверен Шульгин, должны быть ориентированы на помощь семье, прежде всего, многодетной, на всех этапах жизненного цикла.

При этом, по мнению Шульгина, одними госинвестициями проблему низкой рождаемости все равно не решить. В Скандинавии, например, есть программы, направленные на гендерное равенство, в результате женщина получает больше свободного времени и задумывается о рождении ребенка. В России такого рода программы только начинают внедрять.

Но одних гендерных программ, и тех мер соцподдержки, к которым все привыкли, мало, считает председатель Национального родительского комитета (мать четырех детей) Ирина Волынец. Поддержка должна быть адресной. За чертой бедности у нас сегодня около 20 миллионов, напоминает она. И многие их них – это как раз семьи с детьми, в том числе, многодетные.

Ирину беспокоит, что у нас укореняется новое понятие «детская бедность», прежде для России несвойственная. Ничего не изменится, пока многодетность в обществе будет считаться нонсенсом. Пока не будет единого стандарта по достойному детству, пока добавленная стоимость не будет оставаться в России.

 

Национальный родительский комитет выступает за создание Министерства семьи – органа и принимающего решения, и контролирующего их исполнение, отвечающего не только за демографию, но и вообще за будущее страны.

 

Такое ведомство должно обладать неограниченными правами. К примеру, закрывать телевизионные передачи и издания, блокировать сайты, пропагандирующие разврат, разрушающие семейные ценности, а еще «строго карать нечистоплотных бизнесменов и, в первую очередь, олигархов за вывод средств из страны, национализировать все их денежные активы, движимое и недвижимое имущество в пользу бедных».

Многодетную мать Ирину понять можно: натерпелась, настрадалась, устала… Словом, хорошо бы всё решить одним махом сегодня и уже завтра начать жить с чистого листа.

В любой критической ситуации чрезвычайные меры, конечно, нужны, но только ими не обойтись. Демографическая политика только тогда будет иметь успех, если в ее основе будут лежать «правильные духовные ценности, проявляющиеся в человеколюбии, в уважении каждой появляющейся на свет человеческой личности, в высокой оценке материнства и отцовства, родительского труда», – считает Патриарх Кирилл.

Он предлагает изменить современное мировоззрение таким образом, чтобы семьи с детьми не считались нахлебниками, а расходы на их поддержку – безвозвратными бюджетными тратами. Власть должна понять, что это самые важные и самые рентабельные инвестиции.

Необходимо, наконец, перестать рассматривать вопросы демографии, родительского труда и социально-экономические проблемы в отрыве друг от друга.

 

И хотя стране нужны и транспортные магистрали, и мосты, и стадионы, и досуговые центры для молодых и пожилых, но вложения в людей, в новые человеческие жизни должны стать абсолютно приоритетными.

 

Только тогда Россия сможет возродить свое былое величие, играть «свою незаменимую роль в нашей с вами судьбе, в судьбе наших потомков и во всей мировой истории.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх