Эта статья не о том, что такое христианская религия и чем она лучше или хуже среди других общепризнанных.
Это попытка понять, что принесло крещение на Русь того времени - благо или вред?
Принято считать, что христианство становится государственной религией Киевской Руси в 988 году. Однако христианизацию русских земель нельзя свести к единовременному акту, она продолжалась длительное время, сведения о ней порой принимают мифологическую окраску. Существует легенда о том, что христианство на русские земли принес апостол Андрей, который якобы на пути из Константинополя в Рим доехал по Днепру до Киева и Новгорода. Исследователи считают, что эта легенда появилась уже в XII в. для подтверждения идеи о раннем появлении христианства на Руси.
Другая легенда повествует о том, что Владимир посылал гонцов в разные страны для того, чтобы они ознакомились с существующими там религиями. Выслушав рассказы послов, Владимир склонился к принятию православия.
В действительности христианизация происходила на протяжении нескольких столетий. Считается что первыми христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны.
В X веке, исходя из летописных источников, Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Для чего было рушить всю тогдашнюю систему, если даже одна из самых сильных держав того времени - Византия, признавала и считалась с жизненными интересами русичей?
Считается,что получение крещения от Византии было не случайным. В 988 г. крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре ВИЗАНТИЙСКИХ владений в Крыму.
Почему земли бывшего хазарского каганата стали вдруг византийскими?
Но не будем отвлекаться.
Крещению предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара». Также одной из причин называется подчинение церкви государству, характерное для Византии,что также импонировало княжеской власти. Вот тут и появляется первое несоответствие, бросающееся в глаза. Какому государству, ведь патриарх то был Константинопольский и все священнослужители высокого ранга обучались и назначались Византией?
По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение.
В отличии от Киева крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева. Поэтому в летописях можно прочитать о том, что «Путятя крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечем», т.е. новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению. В течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не только религиозный, но и социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя и христианской церкви. Во главе народных возмущений, как правило, стояли волхвы.
Второе несоответствие официальной истории - крещение Руси было не только против воли народа, но и против основ тогдашнего государства.
Многие ,наверное, христиане накинутся со словами - "да как ты смеешь! откуда тебе знать,как там было на самом деле?" И будут в чём то правы.
Поэтому,давайте проведем эксперимент с нашим воображением.
Вера предков на Руси была очень сильна,ведь ее отголоски мы видим даже теперь,например, колядки или масленица.
Какая сейчас религия наиболее подходит по истовости? На мой взгляд, мусульманство. И для нашей нетривиальной задачи выберем такую страну как Турция или Иран. Подавляющее число жителей там исповедуют ислам, но есть представители и других конфессий. И вот к власти там приходит мусульманин обещавший народу мир и процветание под его началом. Проходят годы и вот властитель решил женится... На еврейке, ну или чтоб не так радикально-христианке. И для этого ему нужно поменять веру. А с ним и его окружение религию сменило.Но и это еще не всё. По возвращению его домой,после свадебного путешествия, народу объявлено что теперь они все должны стать иудеями или христианами-выбирайте сами.
Как вы думаете, долго он ещё будет править? И если да, за счет чего? И если победит,то какой ценой?
Представили? Думаете, что на Руси было не так?
Теперь несколько слов о самом крестителе.
Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище “робичич”, то есть “сын рабыни”, будет преследовать его. Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу — Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. “Абы пошел кто к вам?” — насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.
Во время очередной войны с Византией (969-971гг.) князь Святослав потерпел поражение и его воины-язычники устроили массовые казни своих товарищей, которые были христианами,так как считали что это произошло из-за предательства кого-то из них. Убив христиан в своей дружине, Святослав возвращается на Русь с намерением погубить всех христиан. Но у днепровских порогов он был встречен печенегами и убит.
Не находите,что все как то слишком хорошо складывается для Византии?
После смерти Святослава его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода “за море”, надо полагать,к будущим покровителям. Спустя некоторое время во главе наемного войска он вновь появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка). Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк бежал в город Родню (в устье реки Рось, притока Днепра), который также был осажден войсками Владимира. В окружении Ярополка нашелся предатель, некий Блуд; Владимир вступил с ним в переговоры, и Блуд уговорил Ярополка прекратить сопротивление и сдаться на милость брата. “Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка. Приготовься убить его” — такие слова передал Блуд Владимиру.
И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах “под пазуху”. Следовавший за князем Блуд проворно затворил двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.
Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одну из них, полоцкую княжну Рогнеду, он насильно сделал своей супругой, начав войну с ее отцом, полоцким князем Рогволодом, после того как Рогнеда гордо отвергла его предложение вступить в брак. Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: “300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце”. Но и наложницы не могли удовлетворить его. “Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая”, так с осуждением писал о Владимире летописец.
Кроме того, Владимир,как пишут, поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства.
Вскоре после вступления в Киев,чтобы задобрить волхвов и народ, он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.
Что же заставило князя предать веру предков и принять новую? Судя по его похождениям, явно не женитьба была тому причиной.
И тут мы возвращаемся к побегу его "за море". Где он взял денег для найма войска? И кто были эти таинственные благодетели?
Для этого нужно понять расстановку сил на тот момент.
Главной силой в регионе была Византия. Но ее сотрясали бесконечные дворцовые перевороты. Ее сателлитами были Хазарский каганат-поставщик рабов и ценностей и Болгария-распространитель веры. Сам каганат пал благодаря Святославу ,и силу свою уже вернуть не смог. Болгар постигла та же участь из-за усобицы в самой Византии,а возможно им не простили попыток освободиться из под протектората греков, ( и им не только не оказал помощи, но и сам пригласил руссов на балканы один из претендентов на трон Никифор Фоку). Вскоре вся страна, а также Македония и Фракия до Филиппополя подпали под власть Святослава. Святослав заключил союз с новым болгарским царём Борисом II. По существу, Болгария распалась на зоны, подконтрольные русам (северо-восток — Добруджу), Борису II (остальная Восточная Болгария, подчиненная ему лишь формально, фактически — русам) и не подконтрольные никому, кроме местной элиты (Западная Болгария). Не исключено, что Западная Болгария внешне признавала власть Бориса, но окруженный в своей столице русским гарнизоном болгарский царь утратил всякий контакт с территориями, не затронутыми войной. Были еще печенеги и половцы,но они готовы были грабить кого угодно, лишь бы добыча была богатой.
Мы видим ,что из-за Святослава Византия лишилась двух своих сильных союзников и сателлитов. Да и сам Константинополь был не в безопасности от нападения руссов. И убийство Святослава по дороге домой, а потом поддержка Владимира в притязаниях на княжение легко угадывается план по устранению опасного соперника в лице Руси.
Ведь после крещения - завоевательные походы прекратились, а междоусобицы и бунты распространились - и не последнюю роль тут играла церковь, подчиняющаяся Константинополю. Золотое правило "разделяй и властвуй" в действии... Не можешь победить соперника в прямом столкновении, уничтож его основу и он сам падет.
Кстати, с СССР провернули тоже самое.
Интересно, сколько раз мы будем наступать на одни и те же грабли?
Свежие комментарии