На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 414 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей ковш
    👍Резник: "С предат...
  • Пульхерия Djem
    А может просто поднять зарплаты и пенсии,чтобы НАШИ могли работать и обеспечивать свои семьи ,до вменяемого уровня, ч..."Это проблему не ...
  • Александр Зиборов
    «Зачем нам такой мир, в котором не будет России?..» - так сказал Владимир Путин. Но не менее актуален и другой вопрос..."Это проблему не ...

Чеченский сценарий на Украине. Когда наступит мир?

Граждане, радеющие за Украину, у которой Россия «отжала» Крым и где развязала «гибридную войну», и прочие сочувствующие нашему юго-западному соседу, изо дня в день всё громче обвиняют во всех бедах персонально президента Путина.

Но как человек, консультировавший по вопросам применения антитеррористического законодательствавсе стороны этих конфликтов не только в настоящее время, но и более 20 лет назад, могу сказать однозначно: между ситуациями на Донбассе и в Чечне 1990-х существуют совершенно чёткие параллели.

И принцип аналогии позволяет мне судить о том, когда на юго-востоке Украины, наконец-то, наступит мир.

Смотрите, как ловко чеченский бешмет натягивается на вышиванку.

Источник: mtdata.ru

Я сейчас не стану пускаться в исследование причин возникновения конфликтов.

Не буду анализировать организующие и движущие силы процессов, которые привели к антитеррористическим мероприятиям на Донбассе и военной операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской республике.

Меня интересует сам факт перехода конфликта в горячую фазу и то, как он в итоге был решён в России.

Итак.

По моему глубокому убеждению, Первая Чеченская война – это война гражданская, и её вполне могло бы не быть.

Персональная ответственность на том, что был разыгран силовой сценарий, лежит на президенте России Ельцине.

Сыграл свою роль и министр обороны того времени Грачёв, который не просто не пошёл на диалог с руководством Чечни, но и собирался «брать Грозный силами двух десятков молодцев».

Не могу не отметить, что Татарстан, в котором сепаратистские настроения были не менее сильны, «успокоить» удалось, поскольку с номенклатурщиком Минтимером Шаймиевым было ясно, как вести диалог: разговаривали, убеждали, шли на компромиссы. Но точка в вопросе о статусе Татарстана в рамках федерального государства была поставлена много лет спустя, уже Владимиром Путиным.

С советским же генералом Джохаром Дудаевым разговаривать даже не пытались, хотя тот трижды просил Бориса Николаевича, чтобы он его принял. Нет, Ельцин, оказавшийся во главе неуправляемой, фактически разваливающейся на глазах стране, которую предыдущий вождь довел почти до цугундера, выбрал «прогулку на Кавказ» и ударил армейским молодняком – желторотыми призывниками – по городу Российской Федерации.

Точно так же украинские власти не пожелали вести беседы с лидерами самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик.

Всё, что происходило в Чечне с 1991 по октябрь 1994 года, когда на территорию отделившегося субъекта федерации были введены войска, ярко демонстрирует провал внутренней политики России, а ещё точнее – её отсутствие.

Собственно, любой национальный вопрос, в конечном счёте, упирается в колбасу, а в случае с Чечнёй – нет, не в нефть, а в гораздо более серьёзный и прибыльный «бизнес»: торговлю заложниками и нестабильностью.

У чеченского кризиса были совершенно понятные спонсоры – страны, поддерживающие радикальные исламские течения, и «наши американские партнёры».

Вряд ли тот факт, что они направляли в Чечню инструкторов так же, как до этого – в Афганистан, является простым совпадением.

Как показали дальнейшие события, лозунги о независимости Чечни были не более чем желанием определённых сил зарабатывать и не делиться. Чечня отпочковалась от России и даже некоторое время прожила в независимости, быстро превращаясь в военизированное бандитское гнездо, опекаемое шейхами стран Персидского залива. Здесь следовало бы вести речь о геноциде и этнических чистках чеченского и нечеченского населения, продаже жизней и смертей заложников, чеченских авизо и внутренних вооружённых разборках между подразделениями отдельных полевых командиров, но эту часть истории я опущу.

Тем временем в маленькую гордую республику прибывали бородатые люди, не говорящие ни по-русски, ни по-чеченски. Привозили с собой серьёзное оружие и планы джихада. На этих помощников в праведной борьбе и сделали ставку Дудаев и его ближайшие сподвижники – Бараев и Басаев. Россия, в свою очередь, негласно поддержала антидудаевскую оппозицию – сторонников традиционного ислама. В 1996 году Дудаев был ликвидирован, но сейчас мы уже можем сказать, что те, кто был рядом с ним и пришёл ему на смену, были ещё хуже.

Бардак в Чечне слишком многих устраивал.

Собственно, кровь тех ребят, которые пали в боях за Грозный и Гудермес, была пролита за интересы мафиозных группировок.

И всё продолжалось бы ещё дольше, если б не подходил срок очередных президентских выборов в России. Для того, чтобы их выиграть, Ельцину был нужен хотя бы формальный мир.

Отсюда – Хасавюртовские мирные соглашения 1996 года. Российские войска были выведены, а вопрос о статусе Чечни – подвешен до 2001 года.

Вторая война в Чечне вспыхнула сама по себе, уже без «поджигания» из Москвы.

И это была война между сторонниками традиционного ислама и неистовыми салафитами, ставку на которых делал Дудаев.

И если бы совершенно одуревшая от своих предыдущих успехов толпа не попёрла на Дагестан, – не было бы Второй Чеченской.

За это можно «благодарить» руководство тогдашней разведки Саудовской Аравии: все властные чеченские структуры в тот момент находились под людьми, которых через короткое время начнут ассоциировать с «Аль-Каидой».

После того, как их вырезали, договороспособность Чечни была восстановлена.

«Зачисткой», при этом, занимались не столько ФСБшники, сколько сами чеченцы, которые уже просто устали от того, что им постоянно объясняют, что они дикари, ислама не знают, не понимают, и надо слушать старших товарищей.

А кто знает чеченцев, то знает, что поступать так с вайнахами – крайне вредно для здоровья.

И ни в первую, ни во вторую войну они не забирали трупов арабов с поля боя. Бросали их, как собак, а своих – вынимали под огнём, чтобы похоронить достойно.

В этот момент выделился муфтий Ахмат-Хаджи Кадыров, который был абсолютно непримирим по отношению к салафитам.

В Первую Чеченскую он объявил России джихад и лично участвовал в военных действиях за независимость своей республики. Однако во время Второй Чеченской Кадыров в своём противостоянии ваххабизму сделал ставку именно на Россию.

Безусловно, для него это был очень сложный личный выбор, но из двух зол мудрый выбирает меньшее.

Роль миротворца во второй войне досталась Владимиру Путину.

Воспользовавшись разладом в военно-террористических кругах Чечни, он пошёл на союз Кадыровым-старшим, благодаря чему сын последнего и получил впоследствии «ярлык на княжение» в республике.

Да, Рамзан стал феодалом, в Чечне нет демократии, но зато там не воюют и не вырезают деревни.

Там нет геноцида чеченцев, а Грозный на федеральные деньги превратился в город сумасшедшей красоты с умопомрачительными мечетями и небоскрёбами.

Как это оценивать?

В деньгах мир в Чечне обходится России почти что в два миллиарда долларов в год.

Соизмеримые суммы получают от Израиля палестинцы, однако результаты подобных инвестиций там не столь впечатляющие.

Сейчас Чечня значительно спокойнее сопредельных с нею Дагестана и Ингушетии, это видно невооруженным глазом.

Ставка на людей, которые знают, что такое террор, изнутри, и потому способны бороться с бывшими «коллегами», оправдалась.

Оба Кадырова во время первой кампании действовали на стороне террористов и убедились, что эта деятельность не сулит ничего хорошего не только врагам независимой Ичкерии, но и самой Чечне.

На ум приходит известный французский бандит Эжен Видок, который стал первым главой Главного управления национальной безопасности, а потом и одним из наиболее видных современных частных детективов и «отцом» уголовного розыска в его современной форме.

Никому не нравятся чеченские силовики, бандиты и даже бизнесмены.

Иногда очень трудно понять, кто из них кто. Но они, по большей части, выясняют отношения между собой и в российских городах ведут себя прилично.

О позорящих своих стариков молодчиках на джипах в центре столицы я сейчас не говорю.

Одним словом, на сегодняшний день Россия нашла способ мирного жития-бытия с воинственными горцами, несмотря на разные культурно-исторические корни, верования и менталитет.

И таки да – плохой мир лучше доброй ссоры.

Безусловно, события, связанные с Чечнёй, требуют более глубокого анализа, я лишь наметил основные штрихи.

России есть, за что извиняться перед народом Чечни, хотя конкретно люди – граждане Российской Федерации – ни в чём не виноваты.

Они – такая же пострадавшая от кривого руководства временщиков сторона.

Огромны и репутационные потери России в связи с этими событиями: в глазах просвещённого Запада и либеральной общественности она выглядит душителем национальных свобод и жандармом, способным решать вопросы исключительно потрясая дубинкой.

Увлекся Чечнёй, возвращаюсь к Украине.

Для того, чтобы сложившаяся там ситуация разрешилась, должно в точности повториться всё то же, что в Чечне.

Конфликт на Украине в целом и в её восточных областях в частности довольно схож с течением инфекционного заболевания, у которого имеются периоды инкубации, появления предвестников, а уж затем – разгар болезни.

И прежде, чем они завершатся, говорить о выздоровлении невозможно.

Современное украинское правительство – это плохая пародия на правительство России эпохи Ельцина.

Люди в дорогих галстуках, вроде бы, и имитируют наличие каких-то демократических процессов, но на поверку бал правят криминально-олигархические группировки, которым нет никакого дела до реформ в интересах страны.

Я далёк от того, чтобы считать, что Россия в ситуации с Украиной «не при делах».

Но в данном случае важно совсем не это.

России война на Украине – не-вы-год-на!

Через её земли протянуты наши магистральные газо- и нефтепроводы. Кроме того, все эти печальные события снова добавили мрачных красок в и без того пугающий образ «русского медведя».

Но мир на Украину придёт отнюдь не с уходом Путина, который, несмотря ни на какие потенциальные расклады, не вечен.

И не тогда, когда он «наконец-то обратит внимание на проблему соседа», как часто пеняют ему диванные аналитики. Не с кем там разговаривать сейчас.

Ни в Киеве, ни в Луганске или Донецке, ни в Киеве нет ни одного человека, с которым можно было бы строить диалог, которому хватило бы политической свободы и личной воли вытаскивать страну из болота.

Ни у Петра Порошенко, ни у Александра Захарченко или Игоря Плотницкого такого потенциала нет.

И мир на Украину придёт лишь тогда, когда на смену политико-экономическим пигмеям, которые силой удерживают власть в Киеве, появится сильный лидер.

У него должно хватить политической воли и личной мудрости на то, чтобы встретиться с представителями самопровозглашённых республик и определить их статус кво.

А вот когда местные «князьки с большой дороги» уступят свои кресла аналогам Ахмата-Хаджи Кадырова, а «киевского Ельцина» Порошенко сменит местный же, но по своему устройству похожий на Путина образца нулевых, лидер, будут созданы именно те условия, которые необходимы для начала мирного процесса.

Ведь война не нравится никому, кроме тех, кто зарабатывает на ней и её жертвах капитал – политический или в хорошо конвертируемой валюте.

автор

Александр Хаминский

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх