На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Гайдуков
    Страна гниёт изнутри, я так думаю. Бездействие и продажность ряда чиновников порождает ощущение безнаказанности и, ка...Прощения просил н...
  • nika_shatilova
    Просто мошенников можно выставить, а узаконенных( газовики)..никак! По себе знаю. Лезут к кошелек двумя руками...и вс...НА ВСЯКОГО МУДРЕЦ...
  • Alexandr Kovalev
    Вообще-то, Владимир Ильич работал на воскреснике!А нужны ли нам су...

Ганапольский .... "ЛЕВИАФАН".

Как вы думаете, почему «Левиафан» сразу вызвал такое неприятие со стороны чиновников, когда почти никто из них самого фильма еще не видел?

Ответ прост: художник сделал фильм о России, а чиновники его об этом не просили — это раз.

Далее: этот фильм критикует российскую действительность — это два.

Еще дальше: этот фильм немедленно начал получать международные награды — это три!

Последнее — самое главное, и это нужно понимать. Ведь логика чиновника проста: есть то, что «в струе», а есть то, что против течения. Есть то, что государство считает патриотичным, а есть «другое» — то, что художник делает по своему разумению. Так вот, от этого «другого» чиновник стремится немедленно отгородиться, доказать руководству, что он к этому не имеет никакого отношения.

Российская история знала подобные прецеденты, вспомним хотя бы «Доктора Живаго» Пастернака, получившего Нобелевскую премию по литературе в людоедские советские годы.

Пастернака уничтожали не потому, что власть была с ним в личном конфликте, не потому, что сам он был против власти, а потому, что его творение наградил Запад — враг, с которым велась перманентная война.

И вроде бы давно истлели кости гонителей Пастернака, вроде бы и Россия теперь современная рыночная страна…

Но нет, все на местах!

«Мы Пастернака не читали, но осуждаем…» — именно такова была логика многочисленных собраний трудовых коллективов.

«Мы «Левиафан» не видели, но если он критикует нашу жизнь и его награждает Гейропа, то фильм этот вражеский!» — такова позиция современных пролеткультовцев. И против художника организуется кампания ненависти: в «аналитических» программах никому не известные критики громят фильм, а жители городка, в котором фильм снимался, пишут письма властям, чтобы кино запретили, потому что оно «порочит действительность».

Ну а когда фильм не получает «Оскара», то наступает момент злорадной расплаты: центральный телеканал делает неполучение (!) «Оскара» первой новостью, а диктор на экране смакует подробности, буквально подмигивая: «Вот видите! Даже наш враг, Америка, понял, что так клеймить свою Родину немыслимо! Вот почему этот гадкий пасквиль на Россию и пролетел мимо награды».

То есть художник не имеет права на осмысление действительности, на собственную ее оценку. И чтобы «попасть под раздачу», ему даже не нужно касаться политики — чего бы он ни коснулся, на все найдется газетная статья. А теперь и административная, судебная.

И вот уже прокуратура Новосибирска возбуждает дело о правонарушении в отношении режиссера Тимофея Кулябина в связи с его постановкой оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. Режиссер Кулябин неосторожно перенес действие оперы Вагнера в современность, сделав рыцаря Генриха Тангейзера кинорежиссером.

Представляете, ки-но-ре-жис-се-ром!

И вот уже митрополит Новосибирский и Бердский Тихон строчит бумагу в прокуратуру, обвиняя театрального режиссера в «унижении чувств верующих людей, оскорблении Православной церкви и разжигании религиозной вражды».

Вот вы можете себе представить, чтобы «Тангейзер» в любой постановке (подчеркиваю — в любой!) мог унижать Православную церковь? Я такого представить не могу, а российская правоохранительная система — смогла: найдено «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение», что наказывается штрафом в размере до 50 тысяч рублей для граждан (до 200 тысяч рублей для должностных лиц) либо обязательными работами на срок до 120 часов.

Особо радует словечко «умышленно». Конечно, раз Кулябин режиссер и ставил спектакль, то, конечно, все это «умышленно» — ведь не зря великий Станиславский говорил, что любой спектакль должен иметь замысел. А тому, кто не имел замысла, великий Станиславский выкрикивал в лицо: «Не верю!»

Так вот я тоже хочу выкрикнуть: «Не верю!»

Я не верю, что в наше время художник может сделать творение, подпадающее под компетенцию прокуратуры; не верю, что можно радоваться пролету российского фильма на «Оскаре»; не верю, что роль художника во взаимоотношениях с государством сведена до обслуги последнего; не верю, что руководство российской культурой ввело немыслимый критерий для оценки культуры — «патриотизм».

Я не верю, что министр культуры может заявлять, что не даст денег на фильмы о «Рашке…» — ну, второе слово вы знаете. Мне не верится, что министр может сказать так: «Ни один проект Манского, в том числе и «Артдокфест», не получит никаких денег, пока я являюсь министром культуры».

Поясню: Манский — это документалист, который делает фильмы, критичные к российской действительности. Однако министр, как видим, говорит не о фильмах самого Манского, а о том, что он, министр, камнем ляжет, но не даст денег на его фестиваль. А на фестивале, как мы знаем, показывают самые разные фильмы, а разные фильмы — это разная оценка действительности. Но министр «патриотизма» декларирует свою позицию открыто; он гордится тем, что заведует не культурой, а пропагандой. А о знаменитом писателе и историке Борисе Акунине иронично говорит так: «Первая часть истории России Акунина — пещерный романизм, идеологический труд, а вторая — более государственническая. Глядишь, к пятому тому Акунин станет сторонником графа Уварова и империалистом».

Министр, подобным образом характеризующий книгу всемирно известного писателя, — это, конечно, нечто. Но давайте скажем прямо: у нас культуре предлагается встроиться во власть. А что не встроилось — то, по мнению власти, культурой не является.

Постараюсь тут высказаться мягко. Думаю, что это чудовищный перегиб!

Что бы ни написал художник, что бы ни нарисовал, ни снял — это не более чем осмысление действительности. Понимаете, осмысление! Но саму действительность создает не художник — ее создают власть, народ, технологии, время и еще миллион прочих малозначимых факторов, которые лишь лежат в основе работы творца.

Говорят, что Леонардо да Винчи годами перерисовывал улыбку той самой Джоконды, добиваясь ее неконкретности, абстрактности. И если посмотреть на нее, то так и не понятно, о чем она улыбается, да и улыбается ли вообще. Может, она радуется жизни и прекрасному пейзажу позади. А может, ее улыбка — это грустное прощание с надеждами и признание в разочаровании действительностью?

«Улыбку Джоконды» можно назвать как угодно: самой дорогой картиной в истории человечества, гениальным портретом, величайшей загадкой... Ее только нельзя назвать «пиаром прекрасного руководства Флоренции в 1503–1506 гг. и любимого руководителя товарища Чезаре Борджиа».

Джоконда не прославляет власть, она прославляет Италию, жизнь и самого человека — что и должно делать искусство.

Я не сравниваю Леонардо и наших современных творцов, но они имеют право изучать жизнь, как хотят, и показывать ее так, как считают нужным.

В конце концов, даже если художник нещадно критикует власть, он говорит не о ней, а о людях, которые преодолевают трудности и лишения.

Что бы ни творил художник — это всегда гимн гуманизму, человечеству и в конце концов своей стране.

Ведь если творение художника останется в общечеловеческой культуре, то о нем всегда будут говорить: «Он из России».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх