На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 414 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Михайлович
    в европе и сейчас отдельные виды товаров не премиального качества, в т.ч. одежда и обувь, дешевле. зато сейчас у нас ...Что хорошего сдел...
  • Vasily Golov
    1 место в Европе и 2 место в мире.  По объемам промышленного производства и сельского хозяйства.Это как пересчитывать...Что хорошего сдел...
  • Samarium
    "....это самое счастливое время, которое было в нашей стране." И это совершенно верно, несмотря даже на многочисленны...Что хорошего сдел...

Почему в Австрии жителям подарили 40 миллионов евро на походы в ресторан, а в России – нет. Объясняю на пальцах.

Для начала расскажу старый советский анекдот:

Решили США и СССР выяснить, кто круче, путем забега двух спортсменов. В итоге американец прибежал первым, а советский бегун – вторым.
На следующий день все советские газеты публикуют новость:
"Вчера состоялся международный забег, в котором американский спортсмен занял позорное предпоследнее место. Советский бегун – на почетном втором месте"

Этот анекдот прекрасно иллюстрируют, что в деле пропаганды важны не столько сами факты, сколько их подача. Один и тот же факт можно повернуть так, а можно и эдак. В результате у разных слушателей (если они не одарены критическим мышлением) возникают прямо противоположные представления о реальности.

И вот на этом фоне, давайте сравним два заголовка из ленты новостей:

1. "Власти Вены решили подарить гражданам 40 миллионов евро на походы в рестораны"
2. "У жителей Вены нет денег на питание, власти вводят продовольственные карточки"

Вы удивитесь, но оба заголовка описывают один и тот же факт. Только вот первый заголовок – широко тиражируется нашими СМИ. А второй – придумал я сам только что. Но его вполне могла бы придумать и любая "антизападная" пропаганда.

Все зависит от того, на кого рассчитан этот заголовок. Какие эмоции хочет вызвать СМИ у своих верующих потребители.

В итоге, потребители первого заголовка (условные "либералы") продолжают думать, что Запад – это сияющий град на холме. Волшебный мир, в который главное только попасть, а дальше все будет получаться само собой. Как в раю.

Потребители второго заголовка (условные "ватники") продолжают думать, что Запад – это загнивающая, умирающая система, которая скоро рухнет. И вообще, там кругом одно ГМО и ЛГБТ.

Причем в Интернете все так устроено, что две эти категории (либералы и ватники) живут действительно в разных мирах, которые практически не пересекаются. Либералы потребляют информацию из одних СМИ, а ватники – из других.

И если ватник нечаянно попадает в СМИ из мира либералов – ему кажется, что там все либо тупые, либо купленные госдепом.

И, наоборот, либерал, прочитавший где-то комментарий, что "Россия – прекрасная страна", тут же сделает вывод, что комментатор – куплен напрямую Путиным, ведь Россией ни в коем случае нельзя гордиться, это же не Запад.

А между тем, что "либералы", что "ватники" – это одинаково ограниченные, не способные критически мыслить люди. Просто мозгами одних владеет западная пропаганда. Мозгами других – отечественная.

При этом, каждый из них считает себя "здравомыслящим" и наблюдать за их междоусобной возней со стороны – действительно интересно. Попробуйте, это лучше любого сериала.

Давайте же разберем описанную новость с точки зрения реальности

Мы видим, что авторы первого заголовка (который широко разошелся в СМИ) сделали акцент на большой сумме (40 миллионов евро) и на слове "подарили". Это очень хорошее слово, оно такое теплое, светлое, и вызывает самые положительные эмоции...

Эмоции. Запомните, если СМИ пытается вызвать у вас эмоции – значит оно пытается вас обмануть. Это закон. Истинные факты подаются сухо. Без эпитетов, без выводов, без обилия прилагательных. В идеале – просто цифры и пояснения к ним.

Итак, 40 миллионов евро для жителей Вены... В комментариях к этой новости можно в избытке увидеть убежденность, что жители Вены теперь месяц будут гулять и не вылезать из баров. Еще бы, ведь им дали СОРОК МИЛЛИОНОВ ЕВРО!

Только вот СМИ, почему-то, застенчиво умолчали, что в Вене живет 1,9 миллиона человек. То есть, каждому жителю достанется чуть больше 20 евро. Что в австрийских ценах – это, примерно, 4 хот-дога в уличном ларьке.

Тут у меня возникает ехидный вопрос, неужели в Вене все настолько плохо, что 4 хот-дога считаются настолько важной помощью, что о ней сообщают даже в России? И почему помогают только Вене? Это же богатая столица. Почему не помогают более бедным городам и селам Австрии? Это ведь как помогать Москве, но не помогать Сыктывкару!
Ну, это ладно. Эти вопросы действительно ехидные, они пропагандистские. Но задал я их исключительно в виде реакции на ту пропаганду, что пытаются влить в мои уши.

Согласитесь, если бы в заголовке было написано что для поддержки населения "Жителям Вены раздали по 4 хот-дога" – это бы звучало не так круто и эмоционально, как "40 миллионов евро". Правда?

Идем далее. По поводу фразы "подарили жителям". Власти Вены действительно выделили из бюджета (т.е. из кармана самих же граждан) 40 миллионов евро. Но они не то чтобы раздали их жителям в виде наличности. Эти деньги направлены на поддержку ресторанного бизнеса.

В рамках этой поддержки, каждая семья получит ваучер, который можно будет потратить только в заведении общепита. Суммы хватит на один обед в кафе типа Макдональдса. Ни о каком дорогом венском ресторане здесь не может быть и речи.

Иными словами, все эти бюджетные деньги фактически передаются в руки ресторанов и кафе, но не напрямую, а более грамотно – через увеличение посещаемости (ведь люди потратят, в итоге, больше чем 40 миллионов евро). Власть скорее проявляет заботу о ресторанах, а не о простых жителях, хотя им тоже кое-что перепадет.

Пример цен в венской забегаловке. Омлет из трех яиц – 5 евро (400 руб).

Пример цен в венской забегаловке. Омлет из трех яиц – 5 евро (400 руб).

– А вот в России только штрафы придумывают!

Это один из самых популярных комментариев к первому заголовку.

Правда, я понятия не имею, каким боком новость про раздачу ваучеров в Вене относится к штрафам в России... Видимо, как-то вот так устроено в головах здравомыслящих комментаторов.

Ну, раз у них так устроено, то хотел бы напомнить, что в Австрии также предусмотрены штрафы. Например, штраф за выход на улицу без уважительной причины – 2180 евро. За выход на уличные спортивные площадки – 3600 евро (почти 300 000 руб).

Ну, это во время пандемии. А в самое мирное время вам, например, запрещено кушать в австрийском метро (штраф 4000 руб) или не убирать за отходами собаки на прогулке (штраф такой же). Короче, по части количества штрафов и (особенно) строгостью их взыскивания Европу с Россией лучше даже и не сравнивать.

Ну, и, насчет помощи в России. Вот, например, одна из мер поддержки – детям от 3 до 15 лет будет выделено 10 000 руб. Это десятки миллиардов рублей на всю страну. Но теперь подумайте, как бы вы восприняли такую новость:

"Власти России решили подарить всем детям страны 100 миллиардов рублей"

Думаю, каждый похихикает и скажет: "В смысле подарили? Это ведь деньги из бюджета, то есть наши собственные деньги. Да и что такое 100 миллиардов на всю страну?"

Да, это будет прекрасный пример критического мышления. Только у меня вопрос, почему это критическое мышление работает для новостей из России, но абсолютно отключается для новостей из Европы и США?

Или вот, сегодня мне пришло СМС от одного из самых известных спортивных магазинов страны: "На вашу бонусную карту зачислено 500 бонусных руб для траты в нашем магазине". Такая рядовая и привычная мера поддержки. Ничего особенного и сверхъестественного.

Но теперь представьте, что завтра СМИ Австрии сообщают такую новость:

"Истинная забота о населении. Российская компания дарит гражданам миллионы долларов на занятия спортом"

Даже звучит смешно, правда?...

Короче, что я хочу сказать. Фильтруйте. Каждую новость, каждый клочок информации, который вы получаете в Интернете. Проверяйте. Обдумывайте. Особенно, если он вызывает у вас острые эмоции. Если появились эмоции – значит, кто-то попытался вами сманипулировать и у него это получилось.

Как бы вам ни хотелось поверить в какую-то новость – подумайте, а все ли так, как вам хотят показать? Изучите другую точку зрения. Покопайтесь в фактах и цифрах. Оцените все максимально критически. И только тогда – делайте СВОЙ вывод. Только тогда это будте ВАШ вывод, а не вывод, который вам аккуратно вложили, под видом яркой новости...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх