На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 414 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Волошин
    сначала курсы "разговорного языка", культпросвет, только затем школа.Не принимать дете...
  • Ирина Трифонова
    Только визовый режим со всеми небратьями и "братьями"Пока не решится п...
  • Игорь Кузнецов
    К сожалению мы так и живём - "пока рак не свистнет". Нужен был теракт с массовыми жертвами чтобы понять - нужно "всех...Пока не решится п...

Еретики, европейские ценности и люди второго сорта.

1. О еретиках и людях второго сорта

Представьте: сидит перед вами человек и говорит.
Попробуйте придумать, что вы ему ответите.

Он говорит: 
Президент, за которого проголосовала большая часть страны, чью победу признали ЦИК, конкуренты и наблюдатели, это незаконный президент.
Действия президента и премьера, которые отказались подписывать ассоциацию с ЕС, согласно которой в очень бедной стране тарифы и цены в два раза вырастают, а выплаты в полтора раза сокращаются, это антинародные действия.


Агрессивные несчастные дураки, одну половину сознания которых занимает уморительная псевдоисторическая галиматья, а другую – идеи тоталитарного порядка и свастика, это нормальные ребята и хорошие союзники.


Скидывающие все беды на Кремль, ни разу не поблагодарившие за многолетнюю помощь, скандирующие про скаканье и москалей – они не против России, не против русских, не против своих русскоязычных земляков.

Погодите отвечать. Это еще не все.

Он говорит:


Когда тысячи вооруженных юношей с оружием два месяца издеваются над собственной милицией, а потом стреляют по своим и чужим, это мирный демократический протест.
90% актива майдана - гости столицы, никогда не слышавшие словосочетания «средний класс», воевавшие кто за право на бунт, кто за больше денег, кто за ультранациональное государство, но все это – буржуазная революция среднего класса.


Кэтрин Эштон, которая на майдане, не вмешивается в дела Украины, а Владимир Путин, который в Кремле, вмешивается. 


Глава ЦРУ в Киеве, пойманные на майдане западные наемники, лагеря боевиков в Литве и Польше – не давление на Украину, а «зеленые человечки», русские офицеры-отставники и Черноморский флот – это давление.


Россия, вложившая в Украину десятки миллиардов евро, уничтожает ее, а Запад, за все годы давший ей в десятки раз меньше, за полтора месяца не давший новой власти ни копейки и предлагающий ассоциацию на чудовищных условиях, Украину спасает.

И это еще не все.

Янукович – это жулик, вор и бандит, Тимошенко и Порошенко – это демократические лидеры.


Когда американский полицейский сразу стреляет в любого агрессивного человека, это нормально, а когда беркут через два месяца издевательств начал отвечать дубинками и, предположительно (но не доказано), снайперами - это бесчеловечное тоталитарное насилие.


Крым был русским, всегда считал и считает себя русским, никогда не считал себя Украиной, просил об этом воссоединении и подавляющим большинством его поддержал, но присоединение Крыма – это бессовестная агрессия.


Когда бунтуют на западе Украины – они молодцы, прогрессивные граждане, западный выбор, когда то же самое (а то и меньше) делают на востоке – это уроды, сепаратисты, совки, титушки.

Что случилось с разумом этого человека? Почему он внезапно утратил адекватность?

Есть один вариант.


Если заранее исходить из того, что одна сторона хорошая, а другая плохая, то можно смотреть на вещи именно так.
Одна сторона хорошая вне зависимости от того, что она делает, другая сторона плохая тоже вне зависимости от того, что она делает.


Такой подход требует определенной установки: что одна сторона – люди первого сорта, другая – люди второго сорта. 

К людям второго сорта причислена и собственная страна.

Ну, не вся, а 95%. Народишко глуп, не понимает, как надо. Деятели культуры? Куплены, одурачены.


Этого человека называют предателем. Называют несправедливо: он не предатель. Но когда он говорит: наши не имеют право ни на что и всегда неправы, ненаши имеют право на все и всегда правы, - согласитесь, сложно назвать его патриотом. 

Подождите, может быть, он искренне так думает. Что Брюссель и Вашингтон целиком и полностью правы, а Москва целиком и полностью нет. Что сегодня России нечего дать миру, а нужно только учиться.


Вряд ли. Вряд ли он не слышал про русскую культуру, великую отечественную войну, русскую отзывчивость и русских левшей от науки и техники. Вряд ли считает, что все это неважно или что все это в прошлом.


Но этот человек, к несчастью, впал в ересь.

Подождите обижаться.

Ересь – это не оскорбление.

Ересь – это когда вы берете часть и считаете ее целым.

И тем самым искажаете картину.


Критика кремлевского режима может быть справедливой, приверженность европейским ценностям - искренней, но если человек отбрасывает вторую сторону вопроса, он искажает картину и превращается в еретика.

И те самые 95%, прочитавшие меньше книжек, но подчас куда лучше сохранившие цельность и адекватность восприятия, немедленно это замечают.

2. О европейских ценностях

У такого разделения людей и цивилизаций на сорта есть еще одна причина. Ее корни уходят в словосочетание «европейские ценности». И в путаницу в головах.

Хочу подчеркнуть:

Европа - это богатейшая культура и десятки миллионов прекрасных людей, и сомнительная realpolitik ее политиков, к тому же весьма относительно разделяемая населением, не должна никак сказываться на нашем к ней (Европе) отношении.


Европейские ценности, особенно в части прав человека, общественных институтов, уважения к закону – это очень важно и очень правильно.


Это именно том, чего не хватает нам, это именно то, чему нам стоит учиться.
Но учиться этому можно и нужно в мирном порядке. Без силового свержения власти и без гражданской войны. С искренним и реальным компромиссом двух очень разных частей страны.

Все мы любим европейские ценности. Но, как говорится, есть европейские ценности, а есть европейские ценности.


Когда говорят про соблюдение законов, выбрасывание мусора в урну, словах «здравствуйте» и «спасибо» не по большим праздникам, а регулярно - никто не против, все за. Когда говорят про чистенькие городки, высокий уровень жизни, прекрасную инфраструктуру, общение и культурный обмен – все за, никто не против.

Но тут речь шла совсем о другом.


О том, что победить на выборах должен только и исключительно прозападный кандидат, потому что по-другому быть не может.
О том, что заключить экономическую ассоциацию Украины надо на условиях, вследствие соблюдения которых Украина из бедной страны превращается в нищую, а ее промышленность закрывается.

Когда нам говорят «европейские ценности», мы себе представляем центр Парижа, Хельсинки, Лондон.


А надо бы представить глухие городки в бедных странах или, еще того хуже, рабочие окраины промышленных городов в тех же странах.
Съездите в болгарские, эстонские, польские деревни. Увидите много интересного.


Болгария, недосягаемая для Украины высота благополучия, после вступления в ЕС располагает средней зарплатой в 300 евро, средней квартплатой в 150 евро, молодежной безработицей в 40%, закрытыми АЭС, закрытой промышленностью и тотальным разочарованием населения.

Ценности нужно бы отличать от бла-бла, а политическую реальность - от того и другого.


Одно дело – учиться соблюдать законы, выбрасывать мусор в урну, ходить на выборы, развивать общественные институты, здороваться с соседями.


Другое дело – закрыть все АЭС и заводы, стать площадкой для западных торговых и промышленных сетей, работать в Евросоюзе уборщицей, платить половину пенсии за услуги ЖКХ. 

Ценности, товарищи, существуют отдельно, а политика отдельно. В Еврокомиссии нет добрых и бескорыстных дядей, долгие годы мечтающих облагодетельствовать Украину, а есть прагматичные дяди, которым нужны земли и рынки.


Поддерживают этих милых дядей немалое число неразумных людей, ничтожное число продажных мерзавцев и огромное число прекраснодушных граждан, путающих синее с холодным, утративших способность отличать Джотто от Икеи и идею прав человека - от НАТО.

Во всем этом нет никакого спора славянофилов с западниками. Я бы хотел увидеть этот спор. В этом споре Бердяев, скорее всего, опять был бы для меня убедительнее Чаадаева. Но такого спора нет.


Славянофильская позиция не выражена. Никто не может толком объяснить, что такое сегодняшняя Россия.
Западническая позиция двойственна: риторика не тождественна практике. В риторике – права человека и толерантность. На практике – несменяемая идеология и почти тотальная власть корпораций.


Спора двух культур нет, а есть, по большому счету, спор двух сил. Культура одной из них выдает себя не за то, чем является, а культура другой почти не сформулирована.


Толерантности, вероятно, будет противопоставлено христианство. Безбрежной свободе – справедливость. Корпорациям, реализующимся в политике под видом тотального либерализма – разумный царь (раз уж нам не повезло с народными вече).

Это будет интересное время. Но сейчас его еще нет. 
Сейчас есть выбор между тем, чтобы стараться учиться и развиваться, не ломая все и не отдаваясь западному партнеру уже даже не за деньги, а по инерции, и тем, чтобы перестать стараться.
Да, товарищи, жить с европейскими ценностями за чашечкой кофе на площади Вогезов – это прекрасно. Хотя на Большой Никитской улице в этом плане тоже неплохо, рекомендую.
Нет, товарищи, сделанное Украине предложение не имеет ничего общего с площадью Вогезов.


Согласитесь ли вы обменять свою двухкомнатную квартиру в тихом хрущевском районе на

модную студию в модной новостройке, в меньшей площадью, без ремонта, с ростом квартплаты, в годе езды от метро, ради того, чтобы гордо повесить на стене синий флаг с желтыми звездами?


Я думаю, что не согласитесь.

П.с.

Я говорю слово «мы» применительно и к России, и к Украине. Извините, если это сбивает.

Но я не могу так не делать. Для меня это так. 
Дополнительно извините за пафос постскриптума.

автор Сергей Гуркин

Картина дня

наверх