Наше равнодушие, молчание и спокойствие послужило иностранцам обманчивым признаком нашего нравственного разложения и упадка. Они считали, что громадное тело России, стоит его лишь немного толкнуть, рассыплется, как карточный домик.
Иностранцы ничего не сочиняли. Они черпали сведения в русских источниках.
Для них было довольно иметь поверхностное впечатление, что по-русски печаталось в европейских газетах и Всемирной паутине. Они питались пророчествами сумасшедших по обновлению России и возлагали на них свои надежды.
Европейцы читали всевозможные бредни больных на всю голову о проектах перестройки общественных и государственных отношений. И так как это не встречало противодействия в русском обществе, они заключили, что русский народ выродился и лишён будущего.
Россия всегда была для иностранцев загадкой. Вероятно, они посчитали вправе думать, что найдена отгадка и Россия стала понятной. Наши партнёры уверились в том, что Россия, как призрак, должна исчезнуть.
Но неожиданно в отношениях Европы и России всё переменилось. Что же случилось?
Да, собственно, ничего необычного, кроме того, что Россия стала подавать признаки жизни. И такого поворота цивилизованный мир не ожидал.
Они считали каждого русского изменником своему Отечеству, готового продаваться за гроши. Так думали и говорили о нас.
Тогда Европе казалось, что достаточно одного окрика и мы согласимся на всё, вплоть до самоубийства. Но теперь "старушка" изменила свой взгляд. Она увидела живую силу, с которой нужно считаться и которая ничего не отдаст без жёсткого боя. И может не сомневаться в искренности этого чувства.
Когда у нас пробудились патриотические чувства, благоразумные люди боялись, чтобы такие настроения не привели нас к войне со всем цивилизованным миром. Ведь только затаив дыхание и пригнувшись, можно избежать войны.
Сегодня эти благоразумные люди могут спать спокойно: наши патриотические чувства не привели к войне. Они предотвратили и показали невозможность войны.
Заявив и показав миру, что патриотизм - это непустые слова, мы избавились от позорного унижения.
Настоящий патриотизм русского общества не имеет ничего общего с квасным патриотизмом. Мы не станем хвастаться, играя мускулами, что запугали Европу.
Достоинство истинного патриотизма проявляется, главным образом, в проявлении нравственной силы. В вере народа в себя.
Ведь Европа презирала нас не потому, что считала материально слабыми. А потому что сами позволяли считать русский народ духовно умершим.
И стала уважать не потому, что испугалась. Теперь чтобы умертвить нас, ей придётся очень сильно потрудиться. А это тяжёлый и неблагодарный труд. И она прекрасно это понимает.
Свежие комментарии