Последние комментарии

  • Николай22 сентября, 15:04
    Вот мне интересно - как автор узнал, что многие её не переваривают? А может быть немногие. И какие многие? Я никогда ...В СССР её любили почти все. Теперь многие не переваривают.
  • Татьяна Бондарева22 сентября, 14:58
    статья не отвечает на поставленный в заголовке вопрос. Опять немного и не до конца, на полуслове. НепрофессиональноЗачем Советский союз ввел войска в Афганистан.
  • Nadiy Simonja22 сентября, 14:58
    Введение войск в Афганистан было правильным и если бы на территории Пакистана у границы с Афганистана небыло бы военн...Зачем Советский союз ввел войска в Афганистан.

Тот самый "Братишка". Звезда Героя России.

«Братишка» – таким негласным позывным десантники, которых он спасал, окрестили Сергея Вячеславовича Палагина, пилота многоцелевого вертолета Ми-8 МТ. И часто в опасной ситуации они просили прийти на помощь именно его «восьмёрку»...

Тот самый "Братишка". Звезда Героя России

Напряженная работа. Ботлих, 1999 г.

 


Сергей Вячеславович вспоминает курьёзный случай, когда Сергей Стукаленко притащил со свалки вблизи Харсеноя старые ковры, вычистил их и застелил пол в грузовой кабине вертушки.
А из обрезков синей ткани и проволоки сделал занавески на окошки. Ну, прямо гражданский борт, где не по-военному уютно и чисто. Подошедший к борту старлей с радиостанцией заглянул внутрь и не осмелился подняться. Раненые и санитары, поднесшие двух лежачих, тоже не знали, как с грязными ногами залезать в эту красоту. Рассказывая мне это, Сергей смешно изображает, как мялись в его «люксовом» салоне раненые бойцы в сапогах с комьями грязи, с которых всё текло на «шикарные» ковры. На его лице сменяются гримасы удивления, растерянности и боли. Зажимая свой «раненый» бок, он с опаской усаживается на край стула, и мы оба смеёмся.


Ханкала. Летный состав 487 вертолетного полка. 2001 г.



Дарго. На площадке. 2001 г.


«Что ты ругаешься, как сапожник!» — упрекает его жена за сорвавшиеся непечатные выражения. А как ещё можно рассказывать о пережитом на войне? О том, как участвовал в ПСО экипажей сбитых бортов над территорией, контролируемой противником. Как обжигая руки, он вытаскивал из искореженной кабины обгоревшие тела своих боевых товарищей. Как рискуя жизнью экипажа, они эвакуировали тяжелораненого бойца, в груди которого застряла неразорвавшаяся граната ВОГ.

Восемь раз из полка направляли на него представление к высшей военной награде. Но очередное представление отклонялось по разным причинам. То из-за нарушения безопасности полётов, то из-за несдержанности с руководством, а то и просто не верили, что такое вообще возможно. А он своим умением снова и снова доказал, на что способна его винтокрылая машина. Здесь основную роль играли точный расчёт и мастерство пилота, который чувствовал вертушку как продолжение себя самого. Это позволяло заходить на посадку рулевым винтом вперёд, зависать на «шаг-газе» над гребнем хребта, встав только одним колесом, залететь под водопад, садиться в узких ущельях-колодцах. Его «восьмёрка», если было необходимо, перевозила по 35 человек вместо 14 допустимых с одной бочкой. Но для этого приходилось снимать с неё некоторые части, в том числе бронеплиты и второй топливный бак. Однажды для эвакуации разведгруппы с заминированной тропы в горах ему пришлось опускать «восьмёрку» прямо на кроны деревьев, ломая корпусом машины верхние ветки. Так, чтобы длины троса лебедки хватало до земли, где лежали раненые разведчики. Ювелирная работа пилота, выдержка и точный расчет не раз помогали спасать чьи-то жизни.



Сергей Вячеславович личным примером доказал, что смекалка в военном деле просто необходима. Однажды им показали видеокассету, где бандиты сняли жестокую казнь попавших в плен наших бойцов. Но даже в этом кошмаре Сергей разглядел на заднем плане стога сена, накрытые синей плёнкой. Вспомнил об этом, когда пролетая, увидел рядом с горным селением стога с такой же плёнкой. К некоторым из них в снегу виднелись тропинки. Он поделился своими догадками с руководством и вскоре к этим стогам высадился десант. Так были вскрыты схроны с оружием и скрытые базы боевиков, замаскированные под стогами сена.

Экипаж Палагина также участвовал и в гуманитарных операциях. Так, после сильнейших ливней в 2002 году в Северной Осетии прошли мощные селевые потоки, смывая целые поселения и блокируя оставшихся там людей. Много было разных грузов перевезено, людей эвакуировано, но Сергей вдруг вспоминает, как им в кабину через открытый блистер прямо в руки всунули грудного ребенка. Все хотели улететь из этого селения и поэтому штурмовали вертолёт. Запихнув ребенка в кабину, его мамаша подняла такой крик, что пришлось её тоже забирать этим рейсом. Они доставляли пострадавшим питание и медикаменты, перевозили спасателей, эвакуировали жителей, больных и раненых. И снова Палагину досталось за нарушение мер безопасности, когда командование узнало о полётах в тумане, в непогоду, и что при эвакуации детей из лагеря он загрузил их на борт сверх нормы. Его представление к медали «За спасение погибавших» также «легло под сукно». Но за свой героический труд Сергея Палагина всё-таки наградили по представлению владыки Гедеона, митрополита Ставропольского и Владикавказского, наградой Русской православной церкви — Орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.





К 2004 году на счету у майора Сергея Палагина уже было более двух с половиной тысяч боевых вылетов и более сотни штурмовок, когда ему было присвоено звание Героя Российской Федерации и вручена «Золотая Звезда» за номером 818.




Начиналось тогда всё как вылет с десантированием, но вдруг с земли запросили срочную эвакуацию раненых морпехов, в районе населенного пункта Тазен-Кале. Они, выполняя поиск базы подготовки, сами попали в умело расставленную боевиками ловушку. С окружавших котловину вершин и из лесных укрытий по ним «работали» пулемёты, снайпер и миномёты. Сначала «восьмерке» Палагина удалось сесть в русле ручья и принять на борт несколько «трёхсотых», но группа осталась вести бой, а вертушка по остатку топлива вынуждена была вернуться на аэродром. По возвращении на их счёт у командования были другие планы, но на душе у Сергея «скребли кошки». «Не дергайся, работай спокойно, о них другие позаботятся», — так говорили ему. Но когда он услышал в эфире снова знакомый позывной «Ручей-19» с просьбой эвакуации, то его перенацелили на это задание. В районе первой посадки уже шел неравный бой. Морпехи, расковыряв это осиное гнездо, сейчас не могли поднять головы из-за плотного огня, неся ощутимые потери. Пара «двадцатьчетверок» пыталась работать в этом котле. Из-за плотного огня ПАНу никак не удавалось точно навести «полосатых» на цели. Потратив уйму времени и расстреляв половину боекомплекта, «двадцатьчетверки» так и не смогли обеспечить вертушке Палагина безопасный заход на посадку. А боевики всё подтягивали силы, ведя плотный огонь из стрелкового вооружения и миномётов, подбираясь вплотную к окруженной группе. Вот и рация ПАНа на земле перестала отвечать на запросы. Тогда Палагин, в нарушение правил безопасности и наблюдая за группой лежащих под обстрелом морпехов, сам решает садиться. При заходе, проходя в одном горизонте с огневыми точками боевиков, он открывает по ним огонь и проскакивает в безопасную зону. Но и здесь, под обрывом, их достают пули и осколки. 



Слишком медленно, постоянно отстреливаясь, грузятся раненые морпехи, забирают своих убитых товарищей. У молодого штурмана Володи Панкова едва не сдали нервы, пока они загружались под обстрелом: «Командир, давай уходим, сожгут сейчас!» Рядом с бортом ложились жирные очереди, взрывались мины, гранаты ВОГ, и в очередной раз они пробили один из генераторов вертушки. «Двадцатьчетверки», расстреляв весь БК до последней «железки», предприняли «психическую атаку». Спикировав на боевиков, они отвлекли на себя внимание, заставляя их прижаться к земле. 



«Двадцатьчетвёркам» майора Бит-Шабо и капитана Федотова тогда тоже досталась изрядная порция «гостинцев», но они дали вертушке Палагина последний шанс на взлёт. «Ну, Боженька, выноси!» — крикнул тогда Сергей. Когда на взлёте он, бешено маневрируя, бросает вертушку из стороны в сторону от огненных трасс, то не пристёгнувшийся пулемётчик Наниш едва не выпадает, ухватившись за края проёма стрелкового люка. Техник Сергей Костромин, посланный в грузовую кабину, доложил, что на борту одиннадцать «трёхсотых» и семь «двухсотых»: «Там вся кабина в крови, много «тяжелых», кто из них живой, кто мёртвый, сам черт не разберет, вповалку и вперемешку лежат, но приблизительно так. Да ещё несколько целых, а может, контуженных: они почти не реагируют на вопросы». Когда машина приземлилась и зарулила на стоянку, к ней подошла группа командования во главе с генералом, разглядывая что-то на земле. Оказалось, что за вертолетом по земле тянется след из-за капавшей крови, которая просочилась через щель в дверях грузовой кабины. «Машина получила такие боевые повреждения, что её потом долго пришлось восстанавливать и вводить в строй», — вспоминает Сергей Вячеславович.


Ханкала. Пулемётчик экипажа Наниш. 2003 г.


А дальше была должность заместителя командира 487-го отдельного вертолётного полка по лётной подготовке, затем начальника службы безопасности полётов — старшего инспектора-лётчика авиационной базы 1-го разряда в Будённовске. Заочное обучение в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, которую он закончил с золотой медалью. И курсы в Военной академии имени М.В. Фрунзе по переподготовке и повышению квалификации, законченные с отличием. Он даже успел полетать на Ми-24.

Но в 2012 году военная реформа «мебельного» министра обороны докатится и до подполковника Палагина, достигшего к тому времени наивысшей лётной квалификационной категории «лётчик-снайпер» и готового к инструкторской работе на высотах до 4000 метров. И его уволили за ненадобностью…



Во время беседы я поинтересовался, почему его авторская книга вышла таким небольшим тиражом и не попала в розничную продажу. «Вот он, мой спонсор», — говорит он и кивает в сторону жены. У неё пришлось просить немалых денег на издание своей книги. Да и то, пришлось шрифт уменьшить и часть фотографий убрать, чтобы в минимальный объём уложиться и стоимость снизить. Подаренные издательством автору сто бесплатных экземпляров книг он раздал все без остатка своим друзьям и знакомым. 




Казачий класс имени С.В. Палагина в СОШ № 89. Краснодар.


Сейчас Сергей Вячеславович пишет уже свою вторую книгу. А ещё у него получаются красивые картины, написанные маслом. Он уделяет много времени и общественной работе. Состоит в Кубанском войсковом казачьем обществе на должности помощника атамана Екатеринодарского районного казачьего общества, войсковой старшина. Принимает участие в составе призывной комиссии райвоенкомата, проводит беседы с призывниками и «уроки мужества» со школьниками. Он рассказывает ребятам о корнях казачества на Кубани, о силе традиций, о том, как важно сохранить связь поколений. Это глубоко порядочный и отзывчивый человек. Мой дед Ваня, в войну форсировавший Днепр, про такого, как Сергей Вячеславович Палагин сказал бы: «Правильный мужик!»


С женой Ириной в День Победы. Краснодар


Награды:
Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени «с мечами»
Три ордена Мужества
Орден «За военные заслуги»
Медаль «За отвагу»
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль Нестерова
Медали «За воинскую доблесть» I и II степени
Медаль «За укрепление боевого содружества»
Медали «За отличие в военной службе» всех трёх степеней
Медаль «За службу в Военно-воздушных силах»
Знак «За службу на Кавказе» 
Орден преподобного Сергия Радонежского III степени
Орден Святой Анны 3 степени
Медаль «За заслуги перед Ставропольским краем»

И множество других наград…



Фотографии из личного архива Палагина С.В.


Джава. Жара. Взлет на задание. 2008 г.




Сбитый Су-24


После вылета на площадке. Джава. 2008 г.


Где могли, там и упали, недосып был страшный


Сбитый 08.08.08 самолет майора Теребунского, на поиски которого 
нашему экипажу пришлось идти ночью и в облака.


Южная Осетия. Порой посадки выполнялись и на такие площадки. 2008 г.




Площадка. Джава, август 2008 г.


Жесткая посадка, но все остались живы. 2003 г.




Попадание в кабину пилотов


Везем батальон "Восток" в Цхинвали. 2008 г.


Фронтовые дороги Южной Осетии. 2008 г.


Цхинвали. Пленные грузины у моей вертушки. 2008 г.


Джава, август 2008 г.


Махнул не глядя вертолет на лошадь... Конный выход на место падения сбитого самолета. Южная Осетия 2008 г.


Альплагерь 2500 под Эльбрусом.


Ханкала. Пилим дрова для обогрева. 2000 г.


С командующим СКВО Героем России генералом Г.Н. Трошевым и атаманом Н.А. Ляшенко, мэром Будённовска


Москва. Кремль. Фото на память с супругой Ириной. 2004 г.





Источник ➝
'

Популярное

))}
Loading...
наверх