На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • nika_shatilova
    Можно. Старше 14 и по короткому графику. В свободное от учебы время . Здесь возможно на время концертов .Герои иногда быва...
  • Елена Короткова
    О! Вирус "Ахеджак" оказывается крайне заразен и крайне опасен для мозга, активирует хроническое поражение умственных ...Это даже не дно.....
  • anna_n8mailru Надежда Антошкина
    А этого заставить сдавать ЕГЭНе принимать дете...

Зачем Герасим утопил Муму?

На этот простой вопрос школьная программа не может дать исчерпывающего ответа. Кивает на барыню.

 Но...

По приказу барыни?

Но ведь мысль прикончить собаку, мешающую барыне своим лаем, принадлежит дворецкому Гавриле. Понятно, что в советской школе надо было переложить ответственность на "эксплуататорский класс". Но была ли барыня деспотичным, злым человеком?

В тексте подтверждений этому мы не находим. Там говорится, что барыня была человеком нервным, капризным и глубоко несчастным: "День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи".

Барыня "заражает" своим несчастьем других, она распространяет несчастье вокруг себя; именно поэтому печально заканчивается её инициатива поженить башмачника Капитона и прачку Татьяну, предпринятая из лучших побуждений.

Что ещё плохого делает барыня в рассказе? Цыкает на приживалок? Жалуется на собачий лай, раздражающий её во время бессонницы? Симулирует обмороки? Всё это, конечно, "страшные преступления крепостничества", но... Не приказывала она топить!

От безвыходности?

С другой стороны, а если не топить, как избавиться? "Завезти" уже пробовали – собачонка вернулась. "Отдать в добрые руки" – так нет у Герасима таких знакомых. Что оставалось делать?

И вот тут возникает главная загвоздка, на которую непременно обратит внимание пытливый ребёнок. Можно было... уйти! Ведь именно это и сделал Герасим – ушёл от барыни! Так почему же было не уйти с собакой?

Если бы этот вопрос мы задали самому Тургеневу, он бы ответил примерно так: "Литературное произведение, господа, соревнуется с жизнью, а жизнь чаще задаёт вопросы, чем даёт на них ответы".

История, в которой всё разложено по полочкам, не претендовала бы на долгую жизнь в литературе. Литература заставляет нас искать ответы самостоятельно. В том и состоит её сила – она заставляет нас думать. Попробуем?

Перечитаем последние страницы и обратим внимание на фразу: "Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки...".

Герасим не собирался уходить от барыни, отправляясь казнить Муму! Иначе он приготовился бы заранее!

Сбежать от крепостника – это серьёзное преступление, и Герасим не был к нему готов, пока не совершил самого страшного насилия над своей душой.

Решение уйти зрело в нём подспудно. Читаем в тексте: "А Герасим всё грёб да грёб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней". И затем в финале: "...Спешил домой, к себе в деревню, на родину".

А между двумя "деревнями" в тексте: "Поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал верёвкой взятые им кирпичи..."

Откуда эти "поспешность" и "болезненное озлобление"? 

Не от того ли, что, вдохнув воздуха свободы, Герасим начинает догадываться, что может уйти?

 А если так, то незачем убивать собаку?

 И всё же убивает...

Не принеся в жертву дорогое ему существо, он не нашёл бы сил вернуть себе свободу. Именно мотив жертвы, жертвования САМЫМ ДОРОГИМ, ЧТО ЕСТЬ, сделал этот незатейливый тургеневский рассказ классическим, поставив его в ряд с античной трагедией.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх