На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 414 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Волошин
    сначала курсы "разговорного языка", культпросвет, только затем школа.Не принимать дете...
  • Ирина Трифонова
    Только визовый режим со всеми небратьями и "братьями"Пока не решится п...
  • Игорь Кузнецов
    К сожалению мы так и живём - "пока рак не свистнет". Нужен был теракт с массовыми жертвами чтобы понять - нужно "всех...Пока не решится п...

Опять будем копить. Но теперь уже в рублях

Министр финансов Антон Силуанов является удивительным человеком. Вроде бы, говорят, считает неплохо. Да и всегда следует тем правилам, которые определены, в том числе, и Минфином. Однако с цифрами, судя по всему, также имеются проблемы. Но не с нынешними в моменте (здесь, как раз все четко, Силуанов знает каждый миллиард), а с теми, которые будут получаться в дальнейшем.

Как известно, в этом году отменено действие бюджетного правила. Механизма, в теории, вполне неплохого, определяющего предельный уровень нефтегазовых доходов бюджета и избавляющего государственную казну от излишней нефтяной зависимости. Однако то, как тратились эти деньги, не выдерживает никакой критики. А, точнее, они не тратились вовсе, отправляясь в Фонд национального благосостояния. В общем, триллионы рублей изымались из экономики и вкладывались в зарубежные активы. В результате теперь все, кроме юаневой и золотой части, заморожено.

Да, рублевый эквивалент никуда не делся. И деньгами ФНБ правительство может распоряжаться в полном объеме. Однако зачем нужно была эти деньги откладывать? Если бы с бюджетными доходами возникли проблемы, Центробанк мог бы допечатать необходимые суммы, чем он и занимался в острый период кризиса 2020 года, влив в экономику через бюджет несколько триллионов рублей. И никаких проблем с инфляцией не возникло. Зато Россия вышла из кризиса 2020 года с наименьшими потерями, показав один из лучших в мире результатов

Конечно, речь не идет о том, что нефтегазовые сверхдоходы было необходимо тратить на текущие бюджетные расходы. В этом нет никакой необходимости и подобное лишь усугубило бы так называемую голландскую болезнь. Однако триллионы рублей можно было бы направить на инвестиционные расходы. Как прямые государственные, так и на докапитализацию институтов развития, имеющих смешные бюджеты всего лишь в несколько десятков, в лучшем случае - сотен миллиардов рублей.

Теперь же Силуанов принялся разрабатывать новую конструкцию бюджетного правила, основные направления которого он озвучил на ПМЭФ.

Первое. Теперь предполагается оперировать не только установленной ценой на нефть (40$ в ценах 2017 года с ежегодной индексацией на 2%), а также включить в расчеты объемы добычи и экспорта нефти.

Действительно, данная инициатива является правильной и обоснованной. Сейчас реальность изменилась. Цена на нефть стала играть несколько меньшую роль.

Однако мы бы предложили бы пойти дальше и изымать сверхдоходы не только с нефтегазовой отрасли, но и с ряда других отраслей, товары которых котируются на бирже. Это металлургия, удобрения, продукция АПК и т.д. В АПК, к примеру, уже введена с недавних пор экспортная пошлина, по металлам можно сделать тоже самое, заменив акциз на сталь экспортной пошлиной.

Но это бы ладно, здесь те или иные параметры можно обсуждать и они являются чисто дискуссионным моментом.

Второе же направление вызывает полное непонимание и недоумение. Так, Силуанов заявил, что деньги ФНБ по-прежнему предполагается копить:

Сберегать в рублях — тоже вариант. Можно рассматривать альтернативу в юанях

Как мы написали в начале, Силуанов всегда казался человеком, умеющим считать. Но как он будет сберегать рублевые активы, если инфляция просто напросто будет их обесценивать. Подобный подход уже в 2021 году стал не актуальным даже с иностранными валютами. Даже в долларах, евро или же фунтах копить не имеет никакого смысла. Восьми процентная инфляция - слишком много, чтобы на потери кубышек Силуанова в реальном выражении можно было бы не обращаться никакого внимания.

Да, инфляция юаня, действительно, небольшая и составляет в настоящий момент 2,1% в годовом выражении. Но и что с того? Разве стоит продавать большие объемы нефти для того, чтобы изымать из экономики "лишние" (по мнению сислибов) доходы. Даже, если бы "кубышка" в реальном выражении имела какую-либо доходность, для чего нам деньги в резервах?

Повторимся еще раз. В случае реального провала доходов бюджета, Центробанк имеет возможность провести ограниченную эмиссию. И это не пустые слова. Подобный опыт был успешно реализован на практике в 2020 году, когда оказалось, что по факту никакой ФНБ нам был и не нужен.

Но еще можно строить разные теории по вопросу важности резервов в некоторых мировых валютах, однако если говорить о рублях, то в них даже с точки зрения теории денег нет никакого смысла. Зачем государству брать и откладывать куда-то рублевую массу, когда государство имеет монополию на эмиссию собственной валюты.

То есть, с одной стороны будет получаться ситуация, когда Минфин станет изымать рублевую массу из экономики в тот же ФНБ, а, с другой стороны, банковский сектор будет эту самую рублевую массу создавать через банковский мультипликатор. Это какое-то раздвоение сознания.

Конечно, более абсурдного предложения от Силуанова по вопросу бюджетного правила ожидать было сложно. Максимум, на что можно было настраиваться - это на накопление средств в юанях, рупиях, золоте. Но рубли - это нонсенс. Вы - государство. У вас этих рублей имеется сколько угодно. Вам надо экономические процессы с помощью них запускать, а не перекладывать из одного кармана в другой.

Константин Двинский

источник

Картина дня

наверх