☭КОМПАС

51 323 подписчика

Самый молодой лётчик Великой Отечественной войны

Его звали Аркадий Каманин. К маю 1945 года на боевом счету этого паренька уже числилось 650 вылетов, 283 часов полёта, три боевых ордена и столько же медалей. 

И это — в неполные 16 лет.

Самый молодой лётчик Великой Отечественной войны

Равняясь на старших

Отец героя нашей истории, Николай Петрович Каманин, был известен тем, что получил за спасение челюскинцев «Золотую Звезду» героя Советского Союза под №2, когда вывез с дрейфующей льдины 34 человека. В 1934 году они пристально следили за спасением 104 челюскинцев, которые после того, как пароход затонул, остались на дрейфующем льду. Самолеты погрузили на пароход «Смоленск», и он стал продвигаться на север. Ледовых пленников удалось спасти. Семь летчиков стали первыми Героями Советского Союза. Николай Каманин получил Золотую Звезду под №2. На самолете Р-5 за 9 полетов ему удалось вывести с дрейфующей льдины 34 человека. И его сын, разумеется, изо всех сил старался соответствовать своему знаменитому отцу. Мальчик хорошо учился, увлекался спортом и авиамоделированием, а также музыкой. Играл на гитаре, фортепиано и аккордеоне.Самый молодой лётчик Великой Отечественной войны

- Экипаж теплохода «Челюскин» и летчиков, которые участвовали в его спасении, посадили на поезд, и они поехали в Москву через всю страну, — рассказывает Маргарита Иосифовна (жена младшего брата Аркадия).

— На остановках гремели митинги. В эти дни Аркаша близко сошелся с летчиком Михаилом Водопьяновым. Отец мальчика был сдержанным, в чем-то суровым, его даже называли «каменный Каманин». А Михаил Васильевич был очень жизнерадостным, обаятельным, любил пошутить. И ребенок к нему прильнул. Водопьянов всюду таскал мальчишку за собой. Аркаша часто оказывался на трибунах среди героев-авиаторов и еще больше утвердился в своем желании летать.

И если отец держал его в строгости, то друг семьи, лётчик М. Водопьянов, часто брал сына своего приятеля и на парады, и на аэродром и, можно сказать, с ранних лет «заразил» Аркадия любовью к небу и к самолётам. Так, что уже к 10 годам тот уже и не представлял для себя иного пути, кроме того, что выбрал для себя его отец. 

Из фронтового дневника Николая Каманина: «Однажды в городе Спасске, когда Аркадию не было и четырех лет, он пропал. Обыскали весь гарнизон, всполошили всех соседей. А обнаружили его в гарнизонном саду на концерте. От дома до сада было более 500 метров. Это расстояние не смутило его, как только заиграла музыка, прихватив с собой двухлетнюю девочку Иду Платонову, он отправился в сад. Любовь к музыке он пронес через всю свою короткую жизнь. Гитара, баян, аккордеон, фортепьяно были его любимыми инструментами».

Но тут грянула война, перевернувшая жизнь всех советских людей. К её началу Герой Советского Союза Николай Каманин занимал должность командира отдельной авиабригады, расквартированной в Среднеазиатском военном округе и вместе с семьёй жил в Ташкенте. А вскоре туда же был эвакуирован и завод по ремонту самолётов, авиамастерские которого и стали для 12-летнего Аркадия любимым местом. Вначале мальчик просто помогал опытным мастерам, подавая им необходимые инструменты и внимательно наблюдая за их работой, но затем, видя серьёзность увлечения, рабочие доверили ему самостоятельно проводить некоторые операции. 

Только всё это было не то. Как и все советские мальчишки, Аркадий мечтал бить фашистов, но отец, которого в мае 1942 г. перевели на Калининский фронт, перед отъездом строго-настрого запретил сыну даже и думать о фронте, хоть и не имел ничего против работы в авиамастерской.
Правда, оговорился, что находиться там во время каникул Аркадий должен на больше 6 часов, а после начала школьных занятий — 2-3 часа в день. На само же деле мальчик проводил в мастерской 12, а то и все 14 часов, а в школе если и появлялся, то, отсидев пару уроков, сбегал с остальных занятий. Не для того, чтобы хулиганить или без толку шататься по улицам, а чтобы своими руками приближать победу. В январе 1943 года он и вовсе забросил учёбу, написав в письме отцу о том, что доучится в школе после войны. А сейчас, мол, пока не до учебников и тетрадей.
И всё-таки, вероятнее всего, дело ограничилось бы работой в мастерских если бы у Аркадия неожиданно не отыскался союзник в лице его матери, Марии Михайловны, которая не меньше сына рвалась на фронт. И в конце концов поставила ультиматум своему мужу: или ты забираешь нас в свой полк, или мы сами уйдём на фронт, но уже добровольцами.

На фронте

Командир авиакорпуса, решив, что лучше уж держать своих близких под присмотром, чем те окажутся только боги знают на каком из путей войны, наконец, уступил их просьбам. Генералам дозволительно немного больше, чем другим, — и на войне, и в мирное время. Потому жена решила остаться с мужем, устроившись работать при штабе, а сына родители собирались отправить в тыл.

Но тут у Аркадия проявился отцовский характер. «Не поеду, и всё», — ответил он изумлённому отцу-генералу. Если бы пользы от мальчишки не было, возможно, его так или иначе отправили бы подальше от фронта. Но Аркадий был к тому времени высококлассным механиком, и отец скрепя сердце оставил сына в расположении своего подразделения.

Так 14-летний Аркадий Каманин добровольцем вступил в Красную Армию, став механиком по спецоборудованию эскадрильи связи штаба.

Но Аркадия неудержимо тянуло в небо, туда, где шли ожесточённые сражения между советскими лётчиками и фашистскими асами. Благодаря настойчивости и упорству мальчику снова удалось добиться желаемого. И вскоре его допустили к полётам на У-2 в качестве бортмеханика и штурмана-наблюдателя.
Взрослые лётчики кроме того втайне от его отца обучали паренька управлению самолётом. И однажды эти навыки очень пригодились. Во время полёта вражеская пуля разбила стеклянный козырёк кабины. Пилот был ранен стеклянными осколками и, будучи не в силах вести самолёт, передал управление машиной Аркадию. 

Парень самостоятельно привёл самолёт к аэродрому и запросил посадку. Командир эскадрильи лично поднялся в воздух и стал давать мальчику указания по рации, так, что тот благополучно посадил машину.
После этого случая юного штурмана-механика начали обучать лётной грамоте уже открыто и всерьёз. И через два месяца усиленной подготовки Аркадий сдал экзамены по аэронавигации, материальной части, теории полётов и технике пилотирования. И в 14 лет был зачислен в штат в качестве лётчика 423 Отдельной авиаэскадрильи связи.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «24.5.43. Сегодня ко мне приходил командир эскадрильи связи майор Трофимов и совершенно неожиданно попросил: «Разрешите выпустить Аркадия в самостоятельный полет на У-2, я его лично проверил, он отлично летает». Я был ошеломлен. Подумалось: «Не сошел ли майор с ума?» Усадил Трофимова рядом с собой и осторожно начал выяснять, откуда и почему возникла эта бредовая идея, ведь моему сыну Аркадию нет еще и 15 лет. Из беседы выяснилось: Аркадий уже 40 дней работает мотористом в эскадрилье, самолет, мотор, оборудование и инструкции по эксплуатации знает отлично. Летчики эскадрильи охотно берут его в полет и дают «подержаться» за управление самолетом. Аркадий летает каждый день и готов не вылезать из самолета».

Николай Каманин, глядя в глаза Трофимову, спросил: «И вы могли бы своего сына в таком возрасте выпустить в самостоятельный полет?» Майор ответил прямо: «Такого, как Аркадий, выпустил бы без малейшего сомнения».

Законы мирного времени в военное лихолетье не действовали. Аркадий, в свою очередь, напомнил отцу, что почти два года работает и перевыполняет нормы труда для взрослых. Война сделала всех ребят старше.

Командир 5-го штурмового авиакорпуса Николай Каманин решил лично проверить сына Аркадия в воздухе. Взлетел сам. На высоте 300 метров передал управление сыну. Отметил, что развороты, глубокие виражи с креном до 60 градусов, «мертвые петли», перевороты сделаны правильно. После посадки он поставил сыну условие: летать будешь, если в ближайшие 2–3 месяца на «отлично» освоишь и сдашь экзамены по теории полетов, технике пилотирования, аэронавигации, материальной части.

Боевые вылеты и награды

После двухмесячной программы тренировочных полетов он лично принимал экзамены у Аркадия, гонял его по всем дисциплинам и уставам. Убедившись, что сын отлично знает самолет, мотор и приборы, поднялся с ним в воздух. Аркадий выполнил два полета — в зону и по кругу. По всем элементам оценка была «отлично». Николай Петрович Каманин вылез из задней кабины У-2 и приказал Аркадию одному сделать два полета по кругу. Очень придирчиво и внимательно следил за первыми полетами сына, но… замечаний не последовало.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «Аркадий взлетел не для установления мирового рекорда, а для исполнения тяжелой работы, так необходимой Родине».

В семье Каманиных хранится книжка «Таинственный остров», которая была с Аркадием всю войну. Приключенческий роман в честь его первого самостоятельного полета подарила пареньку младший лейтенант медицинской службы Розова.

Тогда, в июле 1943-го, он был назначен на должность летчика 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи. Сначала Аркадий Каманин летал на многоцелевом биплане По-2 между аэродромами корпуса, в штаб воздушной армии и в штаб фронта. Когда мастерски, на виражах, смог уйти от преследовавшего его «мессершмитта», стал летать к штабам наземных армий на передовой командный пункт корпуса. Ежедневно был в воздухе по 5–6 часов. На его самолете была нарисована стрела, похожая на молнию. Пилоты эскадрильи ласково называли Аркадия Каманина «Летунок».

На самолёте с изображением молнии он курсировал между аэродромами части, перевозя в штабы армии документы и почту. Но после того, как юный пилот на виражах ушёл от вражеского самолёта на глазах у старших боевых товарищей, ему разрешили участвовать в настоящих боях.Самый молодой лётчик Великой Отечественной войныПервый из своих орденов — орден Красной Звезды, Аркадий Каманин получил в 15 лет.

Лётчик связи — на первый взгляд, профессия не такая героическая, как лётчик-истребитель. Но это только на первый взгляд. В разгар боёв на маленьком У-2 продираться в самое пекло, доставляя приказы командования и проводя разведку, — это тяжёлое и опасное ремесло. Сотни лётчиков связи пали на полях сражений Великой Отечественной.

Аркадия, самого младшего из пилотов, получившего прозвище «Летунок», берегли, как могли.

Но война есть война, и генерал Каманин отдавал приказы сержанту Каманину, отправляя его в полёты, каждый из которых мог оказаться последним. Бесстрашие Аркадия Каманина поражало даже видавших виды лётчиков.

Разведывательные полеты были сложные, рискованные. Но на войне не обходилось и без курьезов. Однажды в штаб авиакорпуса прилетел полковник Сивков. Когда, выполнив задание, собрался возвращаться, выяснилось, что у мотора его самолета обнаружился дефект, и он разобран. Полковник попросил командира эскадрильи связи майора Трофимова подбросить его до штаба воздушной армии, которая базировалась в Шепетовке. Лететь было приказано Аркадию. Увидев паренька в летном шлеме, полковник сказал: «Я с пионерами еще не летал! Дайте другого летчика». Трофимов объяснил: «Другого пока нет. Ждите». Тут раздался звонок из штаба корпуса: в Шепетовку вызывали главного инженера корпуса генерала Лешукова. На глазах у несговорчивого Сивкова тот забрался в самолет и поднялся с Аркадием в воздух. Полковнику же пришлось заночевать в корпусе…

Когда Аркадий возвращался в штаб. Лётчик обратил внимание, что на нейтральной полосе лежит на брюхе подбитый Ил-2, совершивший вынужденную посадку. Кабина была закрыта, а значит, пилот, скорее всего, ранен.

Аркадий, не раздумывая, сажает свой У-2 рядом, посреди нейтральной полосы. Гитлеровцы в любой момент могли атаковать, и нельзя было терять ни минуты.

В кабине Ила лежал раненый лейтенант Бердников, сбитый при возвращении из разведывательного полёта. Аркадий снял фотоаппарат с плёнкой, а затем погрузил раненого в свой самолёт. Как 14-летний подросток сумел в этой ситуации справиться с перемещением раненого взрослого мужчины, загадка, но Аркадий это сделал.

За происходящим внимательно наблюдали советские солдаты и гитлеровцы. Немцы готовили вылазку, намереваясь взять в плен лётчиков, однако советские пехотинцы прикрыли Аркадия огнём. Его У-2 взлетел с нейтральной полосы, доставив в штаб ценные сведения и спасённого пилота.Самый молодой лётчик Великой Отечественной войны

«Летунок» отличался бесстрашием. Возвращаясь как-то с задания, он увидел на окраине леса подбитый Т-34 — танкисты колдовали над растянутой гусеницей. Приземлившись, Аркадий поинтересовался, нужна ли помощь. Выяснилось, что у машины перебиты два трака. Запасные звенья у танкистов были, а вот нужных болтов для их соединения не оказалось. Парнишка вызвался слетать за недостающими деталями. И вскоре сбросил танкистам нужные болты, а также мазь от ожогов.

Второй орден Красной Звезды старший сержант Аркадий Каманин получил в 1944 году, уже на 2-м Украинском фронте. В 1944 году, когда советские войска стремительно шли на Запад, были и те, кто наносил удары им в спину. Речь идёт о тех самых людях, которых сейчас на Украине пытаются представить «героями и патриотами».

И вот один из отрядов таких «патриотов» совершил нападение на штаб фронта. Охрана штаба вступила в бой. Под огнём бандеровцев в небо взвился У-2 — связной самолёт. Лётчик, развернув машину, прошёл над атакующими и забросал их ручными гранатами, после чего вызвал подкрепление.

Атака нацистских пособников была отбита, а лётчика, проявившего мужество и высокое мастерство, представили к ордену. Фамилия героя была известна всей стране — Каманин. Николай Каманин был одним из первых Героев Советского Союза, участником спасения челюскинцев.

Вот только атаку бандеровцев сорвал не Николай Петрович Каманин, а его сын, Аркадий Николаевич. И было Аркаше Каманину в тот момент неполных 16 лет.Самый молодой лётчик Великой Отечественной войны

Случались, конечно, и почти комические ситуации. Как-то в воздухе, ожидая разрешения на посадку, Аркадий увидел, что его коллега взлетает с… механиком на хвосте. Дело в том, что на мокром грунте при взлёте механики прижимали хвост самолёта, дабы тот, что называется, не «клюнул носом». Главное для механика при этом было вовремя соскочить. В этом случае техник не успел. От гибели его спас выстрел Аркадия из ракетниц, который привлёк внимание пилота. Правда, потом отдирать механика, мёртвой хваткой впившегося в хвост самолёта, пришлось едва ли не половине аэродрома.

За время войны Аркадий Каманин совершил более 650 боевых вылетов с общим налётом 283 часа.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «В январе 1945-го в районе города Вац отправился осматривать площадки для будущих аэродромов. Зная, что сын в таких сложных метеорологических условиях еще не летал, решил взять его с собой. На трех из восьми аэродромов только шли работы по выравниванию и утрамбовке грунта, рельеф был сложный. Аркадий садился на них, как на действующие аэродромы».

«Летунок» все чаще летал по неизведанной местности, в глубокий тыл врага. Весной 1945-го сумел доставить электропитание для рации и секретные документы отряду партизан, которые скрывались в горах около чешского города Брно. За что был удостоен ордена Красного Знамени. Уже третьим по счету.


Кроме этих трёх орденов юный герой был награждён ещё и медалями — за взятие Будапешта, Вены и «За победу над Германией». А уже после окончания боевых действий в строю лучших лётчиков 2-го Украинского фронта он прошёл по Красной площади во время Парада Победы.

Возвращение к мирной жизни

После войны молодой лётчик, выполняя обещание, данное отцу, за 1,5 года закончил 8-10 классы средней школы и осенью 1946 г. поступил на подготовительное отделение Военно-воздушной академии имени Жуковского.Самый молодой лётчик Великой Отечественной войныПропуск в Академию ЖуковскогоСамый молодой лётчик Великой Отечественной войныПосле войны с родителями и младшим братом.

Казалось, самое страшное было уже позади. Вся семья после войны собралась в Москве. Николай Петрович Каманин был назначен заместителем начальника Главного управления гражданского воздушного флота СССР. Но беда была уже близко… Аркадий заболел гриппом. Жаловаться он не привык, переносил болезнь на ногах.

12 апреля 1947-го он вернулся с лекций в академии, сказал, что у него болит голова, прилег. А когда вечером его стали будить к ужину, Аркаша был уже без сознания, — рассказывает Маргарита Иосифовна. — Всю ночь врачи пытались вывести его из комы. А утром парня не стало. Ему было только 18 лет.

После вскрытия выяснилось, что Аркадий умер от воспаления мозга. Николай Петрович потом вспоминал, что, наверное, была непосильная нагрузка на мозг ребенка, он ослабел. Пошло осложнение после гриппа — как говорится, где тонко, там и рвется.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «Горе наше было безутешным. Размышляя над яркой и короткой судьбой Аркадия, я не раз задавался вопросом: имел ли я право возлагать на плечи 14-летнего мальчишки такое бремя, как самостоятельные полеты на фронте? Если бы это случилось до или после войны, я сурово осудил бы такое решение. Но шла война, решалась судьба всего советского народа… В годы войны место мужчин на фабриках, заводах и полях заняли женщины и дети. Они добровольно шли на самые опасные, самые трудные работы, чтобы помогать фронту. Все было сделано для победы!»

Самый молодой лётчик Великой Отечественной войныПохоронен он был на Новодевичьем кладбище.
Если бы не эта злосчастная случайность, Аркадий Каманин запросто мог бы стать первым человеком, побывавшим в космосе. Ведь его отец после войны был помощником главкома ВВС по космосу. И сын, всегда на него равнявшийся, конечно же, не смог бы остаться в стороне и не принять участие в столь сложном и в то же время безумно интересном деле, как освоение бескрайних просторов Вселенной.Самый молодой лётчик Великой Отечественной войныОтец Аркадия, Николай Каманин, умер 11 марта 1982 года, пережив сына на 35 лет. Похоронен тоже на Новодевичьем. Позднее к нему положили жену.

https://zen.yandex.ru/media/id/5e32e1eb7065cb58f698c1b6/arka...

http://www.filipoc.ru/heroes/pyatnadtsatiletniy-as--jizn-i-p...

https://www.mk.ru/social/2018/05/07/samyy-molodoy-letchik-ve...

Картина дня

наверх