На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • Svetlana Yamashkina
    у мигрантов и их детей НЕТ и не может быть равных прав с гражданами России. Подобная ситуация напрямую нарушает права...Не принимать дете...
  • Игорь Михайлович
    вот это открытие! и как только додумались-то до такого! а если серьёзно, то всё это было уже. лет 10 назад. в той же ...Пока не решится п...
  • Пульхерия Djem
    Он просто настоящий русский аристократ.Пётр Толстой: нам...

“Может, в консерватории что-то подправить?”

Фото: Александр Елисеев

 

11 мая 2021 года в казанской школе № 175 произошло массовое убийство детей и двух учительниц выпускником этой же школы Ильназом Галявиевым. 

 

Событие страшное, непостижимое всколыхнуло Россию своей запредельной жестокостью. Как такое могло случиться? Почему? Многие задавали себе эти вопросы. Но почти  мало кому до сих пор, несмотря на шквал новостных статей в интернете и передач на телевидении, удалось до конца понять причины поступка Галявиева. И почему тот, кто понял причины, не может внятно донести их до общества?

 

Для убийства нужен особый настрой, может быть, сдвинутые рамки этических норм, а возможно и болезненное состояние. И это не первый расстрел в школах. До Галявиева был еще керченский убийца Владислав Росляков, расстрелявший в 2018 году сокурсников в колледже. Что же происходит с душами наших детей, когда они такое творят? И главное, кто виноват?

 

С момента события прошел уже месяц, новостная полемика стихает, но по-прежнему хочется понять мотивы Ильназа. Рассмотрим в нашей статье самые явные причины, толкнувшие парня на убийство.

 

Причины

Первое, что приходит в голову — это расстройство психики убийцы. 

Но так ли это? Что говорит по этому поводу наука?

Довольно трудно точно определить степень психического здоровья тех, кто осуществляет массовые убийства мирных граждан, поскольку они часто кончают с собой сразу после преступления - или их находит пуля полицейского. Но вот что ученые и врачи знают точно: часто эти преступники - обозленные молодые люди, которые считают, что общество с ними обходится несправедливо, и жаждут мести.

Каждый убийца имеет отклонения, даже, если этот человек не имеет острых психологических заболеваний, и он все осознает, в 99% случаях он имеет какие-либо психологические нарушения.

Значит все-таки массовые  убийства невинных граждан  могут быть совершены и без расстройства психики? Но что же тогда толкает их на это? 

То, что произошло в Галявиевым, а ранее с Росляковым, в современном обществе называют Колумбайном. «Колумбайн» — название школы в американском штате Колорадо, где в 1999 году два ученика-подростка расстреляли из огнестрельного оружия 12 детей и одного учителя, после чего застрелились сами. Не вызывает сомнения, то, что люди, совершающие подобные действия, находятся в ненормальном, временном или постоянном, психологическом состоянии. Насколько они паталогичны могут сказать только врачи. Но не могут ли вызвать такое расстройство перекосы в современной системе ценностей? Не является ли это общими проблемами всего нашего общества? 

Руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье Михаил Хосьминский об этом говорит вполне положительно:

“Все это происходит из-за того, что в основе воспитания сегодня нет традиционной системы ценностей. Мы постоянно говорим о правах детей, причем чем дальше, тем больше становится этих прав. А об обязанностях — почти не говорим. И это приводит к перекосу всей системы ценностей.

Права у человека появлялись только вместе с обязанностями, полномочия — по мере того, как человек начинал нести ответственность за свои слова и поступки. Человек становился из «рядового» «генералом» постепенно, взрослея, приучаясь отвечать и за себя, и за свою семью. А сейчас дети уже — «генералы».

Это проблема всей современной воспитательной системы, которая потворствует выращиванию инфантильных эгоистов с «короной» на голове, без какого-либо системного восприятия жизни, без опыта преодоления трудностей. Людей, склонных к деструктивному поведению”. 

Думаю, что с этим трудно не согласиться. Поэтому перекос системы ценностей общества оставим на вооружении как одну из причин случившегося. 

Еще одной причиной, о которой много говорят, могут являться компьютерные игры и неограниченный доступ к разным ресурсам в интернете. 

На первых порах компьютерные игры кажутся особо опасными для психики наших детей в смысле возникновения игровой зависимости, а также проявления агрессии как в отношении себя, так и в отношении  других. Психолог реабилитационного центра наркологического диспансера республики Татарстан Мария Щевлягина успокаивает родительскую общественность. По её мнению, никакой игровой зависимости у здоровых детей не возникает.  Если и появляется деструктивное поведение в виде агрессии, то вряд ли только из-за игр. Вот что она сказала корреспонденту ИА «Татар-информ»:

“Многие помнят о керченском стрелке, о массовом убийстве в школе «Колумбайн» и многих других случаях, когда трагедию объясняли влиянием игр. Однако сами игры не несут опасности, если человек изначально не предрасположен к определенному поведению. Когда у человека развивается именно интернет-зависимость в классическом понимании, то чаще всего это происходит на фоне каких-то психических расстройств, расстройств личности в том числе. Теоретически игры могут служить катализатором разрушающего поведения, но вряд ли в них и только в них лежит причина».

Что касается негативного влияния интернет ресурсов, то Михаил Хоминский обращает внимание общественности, что модерацию осуществляют в большинстве своём случайные люди. А также, что экспертное сообщество по борьбе с негативными явлениями в интернете не сформировано. А это очень опасно. Вот что он, в частности, сказал:

“...в массовых коммуникациях прекрасно себя чувствуют самые разнообразные деструктивные центры влияния. У нас реальное серьезное экспертное сообщество по борьбе с этим деструктивом не сформировано. Вопрос о том, закрывать или не закрывать ту или иную страшную по своему содержанию страницу в Интернете, вынуждены решать простые модераторы соцсетей, которые не могут по определению разбираться в теме на должном уровне. Мы оставляем детей и подростков один на один с этим страшным явлением.”

Вероятность того, что вовлечение  в разного рода деструктивные сообщества, типа различных сект, происходит через интернет,  нельзя отрицать. В обоих случаях, что Галявиев, что Росляков подвергались негативному влиянию таких сообществ. В случае с Росляковым это была секта “Свидетелей Иеговы”, в случае с Галявиевым пока так и не удалось выяснить что это было, то ли какая-то религиозная секта, то ли сообщество, употребляющее психотропные вещества. Известно только, что он приглашал туда друзей.  

Основатель Царьграда Константин Малофеев в своём Telegram-канале предупреждает всех нас об опасности неконтролируемого интернета:  

Случившееся в Казани демонстрирует: социальные сети продолжают оставаться самыми жестокими учителями. Именно через них дети узнают, как стать убийцами. Нужно немедленно принять законы об ответственности всех интернет-ресурсов за то, что они транслируют. За то, чему они учат наших детей.”

Возможность негативного влияния игр на выливающуюся в реальную жизнь агрессию эксперты отрицают. Но вот влияние деструктивных сообществ в интернете и дурного контента считают вполне возможным. Примем еще и  этот фактор на вооружение. 

Теперь подумаем, а может ли влиять на личность убийцы отсутствие воспитательной компоненты в школах, колледжах и институтах?

Завлабораторией мониторинговых исследований МГППУ Елена Аржаных и научный сотрудник лаборатории Елена Новикова говорят на эту тему, что отсутствие воспитательной компоненты приводит к развитию эгоизма и индивидуализма в современных детях. У подростков нет высоких идеалов. 

Педагоги почти ежедневно сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, которые, по их мнению, в прошлом были редкостью и характеризовались как из ряда вон выходящие. Речь идет о повышенной нетерпимости, агрессивности и эгоизме. Неумение сочувствовать, дружить и уважать старших, излишняя рациональность и зацикленность на деньгах, на взгляд педагогов, связаны с недостатком воспитания, с тем, что современные дети «в своей жизни не ориентируются на духовно-нравственные идеалы». Альтруизм и коллективизм как ценности уходят, их место все чаще занимают прагматизм и индивидуализм.

Они также отметили, что “подростки ведут себя хорошо только, когда им это выгодно, а в остальных ситуациях исходят из своих интересов. Любовь, добро и милосердие для школьников – прежде всего инструменты, с помощью которых можно извлечь некие бонусы, например, поощрение со стороны родителей или учителей. Такое поведение учеников отчасти оказывается следствием сокращения воспитательной работы в школе”

Прямую корреляцию между способностью убить и развитым чувством эгоизма-индивидуализма, в результате того, что школа давно не занимается воспитательной функцией, конечно же провести нельзя. Но также нельзя отрицать, что качество развития в детях человеческого, “доброго и вечного” существенно пострадало в последние десятилетия, когда школа занималась только “образовательными услугами”. И продолжает деградировать из-за усилившейся цифровизации школьного обучения, ведь школьники перестают учиться взаимодействовать с окружающим миром. Этот фактор тоже можно записать в возможные источники появления колумбайнеров. 

Что же делать?

В России система воспитания как способ передачи из поколения в поколение ценностей сейчас разрушена. pixabay.com

Последний год много говорят об идеологии в обществе, которая запрещена нашей Конституцией 1993 года. Хорошо это или плохо, когда привычных старшему поколению россиян морально-этических норм нет? И они не прививаются в период школьного обучения. Как это связано с формированием характеров и здоровой психики наших детей?

Директор клуба «Дзержинец» Тюменской области , доктор педагогических наук, профессор Ольга Селиванова в беседе с корреспондентом АиФ-Тюмень Юрием Пахотиным выделила главные моменты, которые мешают нашим детям развиваться в здоровом ключе, быть нужными своей стране, наполняться внутренними стремлениями и не конфликтовать с обществом. И это как раз отсутствие идеологической компоненты в воспитании в школах и семьях.  Она отметила, что в начале 90-х мы утратили национальную, культурную и религиозную идентичность и заменили её на чуждую нам западную систему ценностей. А насколько она нам близка эта западная система, никто не соблаговолил проверить. Несет ли она позитив для развития наших детей и, в целом, общества? Вместо тезиса еще советской эпохи, где не было никаких “колумбайнов”,  “человек человеку друг, товарищ и брат” появился тезис “падающего толкни”. Толкни ради карьеры, социального статуса, ради получения денежных выгод. И это теперь считается нормой, в то время как раньше это было чем-то постыдным. Получается, что вместо доброты и честности, уважения к старшим и милосердия к слабым мы воспитываем жестокость, безразличие к чужой беде и горю, карьеризм и меряем все ценности деньгами. Вот что Ольга Селиванова на эту тему сказала:

“Я убеждена, что это одна из основных причин того, что система воспитания в нашей стране как способ передачи из поколения в поколение ценностей сейчас разрушена: у нас на государственном уровне нет реальных ни целей, ни задач воспитания, только декларации в программах, которые не имеют ничего общего с реальной жизнью. Я до сих пор не понимаю, почему мы исключили идеологический компонент. Идеология — это же необязательно коммунизм. Без идеологии нет цели и смысла воспитания. И тогда, сколько бы кружков, секций, всяких программ ни было, все превращается в формализованные вещи, которые не несут никакого содержания. Нужны идеалы, стремление к которым всегда воспитывало человека. Это почти как в религии - мало кто ожидает, что доживет до святости и канонизации, но призыв к тому, что ты должен вести подобающий образ жизни, оказывает огромное плодотворное влияние на жизнь человека, его поступки и пр. Пока не поздно, нужно изменять систему взаимоотношений в обществе, строить ее на иных принципах, в иных подходах.”

Возвращение национальной идеологии, как системы традиционных морально-этических норм, сейчас очень нужно нашему обществу. На ней сходятся все те источники возникновения перекосов в психологическом равновесии людей, которые мы рассматривали в нашей статье: сбитая система ценностей, отсутствие системы школьного и семейного воспитания, негативное влияние интернет-ресурсов и цифровизация школьного обучения. Никакие ужесточения продажи оружия, никакие системы слежения, а также никакие усиления охранных норм в учебных заведениях не решат проблему появления таких вот Галявиевых и Росляковых, которые однажды ни с того ни с сего захотят расстрелять ни в чем неповинных людей, а еще хуже - детей. Именно возвращение в Конституцию России статьи об идеологии, и потом планомерное воплощение этой нормы в жизнь, и могут вернуть наших детей к тем целям, за которые нам впоследствии будет не стыдно. А еще лучше, которыми мы будем гордиться. 

Может быть, именно это и нужно подправить в нашей “консерватории”? Национальная идеология?

 

Александрина Питерская

06.06.2021

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх