На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алла Зотова
    В будущем хотела бы видеть его президентом! Петр Толстой - это честь и справедливость!Пётр Толстой: нам...
  • Марина Гайер
    Мало того что эмигранты заполонили своей массой наши школы,так они ещё лезут всеми силами в род.комитеты и начинается...Не принимать дете...
  • Eлена Потапова
    Наверняка, чей то сын или внук. Слишком уверенный. По-моему им нужно заняться ФСБ. Он все делает против воли Советско...Не принимать дете...

Не смешно! (Юмор у «них» и у нас)

Не смешно! (Юмор у «них» и у нас)

 

Свое первое представление о природе смеха я получил из романа великого(без преувеличения) советского фантаста Александра Беляева ««Человек, потерявший лицо» , где автор объясняет природу смеха над комической ситуацией противоречием,несоответствием «высокой» настройки … души с мизерностью или незначительностью реальности.

Точного понимания, что все-таки вызывает смех, до сих пор никто не дал. Смех чаще всего возникает как результат разрушения какого–либо устойчивого стереотипа, нормы, устоявшегося порядка вещей. И чем больше это противоречие, тем смешнее ситуация. Но ведь нормы и стереотипы у разных народов – разные. Значит и представления о смешном будут сильно различаться. То, что для русского - смешно, немца может привести в ужас.

Например, работая в такси, как-то раз вез троих молодых немцев в гостиницу через центр города.

Пробка. А немцы торопятся: вечером- свадьба друга. Ну, а я возьми и рвани через двойную сплошную на свой страх и риск (развернулся, правда, а не по встречке поехал). ГАИ к счастью поблизости не оказалось и я, заливаясь счастливым хохотом взглянул на своих пассажиров и…обомлел от выражения холодного непонимания в их глазах. Наверное, пресловутый разрыв шаблона был, в данном случае, слишком резким для них. Хотя, подчеркну, жизни их ничего не угрожало.

Лишь один из немцев ледяным тоном поинтересовался: «У вас все так ездят?».-«Нет, только в стрессовой ситуации», -честно признался я…

Хотя, иногда немцы и мы смеемся над одними и теми же шутками, как например,

вот здесь:

 

По поводу чувства юмора нашего президента можно написать отдельную статью. Однако, задумаемся: чем наш русский юмор отличается от юмора народов других стран?

Прежде всего, надо понимать, что представления о юморе как у нашего народа, так и у других, менялись на протяжении столетий. То, над чем сегодня мы запросто смеемся, могло вызвать шок и стать поводом к отправке на эшафот.

Вспоминается сатирический журнал , издаваемый Екатериной Второй «Всякая всячина».Там, на мой взгляд , не было ни одной шутки, которая могла бы насмешить нынешнего читателя. А современники искренне ухохатывались, отнюдь не из желания польстить Екатерине.«Сказку о попе и работнике его Балде» Пушкина все помнят? Это уже девятнадцатый век. Так вот, во времена Александра Сергеевича очень смешным произведением считалось. Не находите? Стереотипы были несколько другими. В начале 20-го века, представления о том, что смешно, а что нет уже примерно соответствовали современным. Поэтому рассказы Михаила Зощенко читаются с таким наслаждением. И знаете, уже в произведениях этого советского сатирика проявляется главная особенность отечественного юмора: МЫ НИКОГДА НЕ БОИМСЯ ПОСМЕЯТЬСЯ НАД САМИМИ СОБОЙ! Думаете, у других народов так же? Никак нет… В Германии очень трудно представить себе появление юмориста на сцене с программой «Дураки мы все!» И в США - тоже! А у нас - пожалуйста. Петросян осмелился! А началось все с Салтыкова –Щедрина, подхвачено Зощенко. Про Ильфа и Петрова я уже не говорю. Классика.

Вот только в эпоху перестройки все несколько изменилось. Наступили тяжелые, кризисные времена, времена упадка духа. И юмор «почернел». Мы стали не просто посмеиваться над собой :мы начали со злорадством заниматься самоуничижением. Дошло до того, что уже в постперестроечную эпоху на экраны вышел фильм «Хочу в тюрьму!», где в течение всего фильма главный герой, оказавшись в Голландии, пытается там остаться всеми правдами и неправдами, даже ценой лишения свободы. Причем ничего, кроме стыда и унижения я после просмотра этого фильма не испытал.

 

 А замечательный советский режиссер Эльдар Рязанов эту эстафету самоуничижения подхватил и поддержал. «Небеса обетованные», «Старые клячи». Юмор там еще тот. «Всепропало» , насниктоуженеспасёт» и все в этом духе.

Да и порой бытовые ситуации того перестроечного времени порой поражали своим комизмом.

Стоял я как-то раз, где-то в 1989 году в очереди не пойми за чем, да и неважно это было тогда, видели очередь – с разу занимали: на всякий случай, вдруг что-то ценное «выбросили»(«выбросили» означало «привезли в магазин, и при этом не «забыли» выложить на прилавок). Так вот, я стал свидетелем следующего душераздирающего диалога:

-Женщина, вы здесь не стояли, чего вы лезете без очереди!

-Да как же я занимала за полным мужчиной и вот эта женщина с крашеными волосами здесь была, блондинка…

-Да не было вас здесь, вот полный мужчина , я за ним стояла…

-Да не этот полный мужчина, а вот этот , в очках, рыженький, с подтяжками…Мужчина, подтвердите, что я за вами стояла!

-Да вы меня тут так расписали, что я не знаю, оставаться мне здесь стоять, или спрятаться куда-нибудь…

Да, не тот был смех, нежели сейчас, не тот…

В последние два десятилетия отечественный юмор стал стремительно меняться, приближаясь по своему характеру и сути к западному представлению о смешном. Если сформулировать в общем и целом, то смеяться стали над тем, что ниже пояса. Традицию смеха над самими собой сохранили лишь Задорнов и Альтов, но у Задорнова юмор тоже заметно опошлился. А о засилье шоу в стиле «Комеди клаб» я и говорить не хочу, чтобы не воспроизводить их низкопробные штампы.

Но общее представление можно получить из вот этого музыкального клипа (на это хотя бы смотреть без боли можно и музыка хорошая)

.

 

Но в способности русских посмеяться над собой есть и определенные исключения.

Как-то раз я с друзьями смотрел итоговый выпуск новостей недели на канале «НТВ» .

В одном из сюжетов авторы программы решили продемонстрировать частушки, которые сочинили финны про русских Всего текста не припомню, но строчка запала в память «Дерьмо воняет, балалайка играет…»

После просмотра эпизода у меня и моих друзей башню ,почитай, начисто сорвало. Мы несколько раз порывались идти в гостиницу «Октябрьская» , где любят останавливаться финны, чтобы просто набить морду первому же представителю их нации, которому не повезет оказаться на нашем пути . И это при том, что пьяных среди нас не было. В конце концов, все приостыли и остались дома, вспомнив, тем не менее все грехи маленькой, но вредной страны, начиная с Северной войны и заканчивая Зимней войной и участием «горячих финских парней в агрессии против СССР на стороне Гитлера. Так что сами мы над собой смеяться готовы, но вот над нами - никому не позволим!

А что с юмором в западных странах. В европейских до недавней поры все было более-менее неплохо. Мы в детстве с удовольствием смотрели французские, итальянские, английские комедии. На бытовом уровне немного напрягал итальянский юмор. Познакомился в 1991 году с двумя итальянками. Значительная часть шуток у них в Италии, как выяснилось, связана так или иначе с фекалиями: считается смешным когда кто-то вляпался, упал, нечаянно съел дерьмо. И все крутится вокруг этой темы. Правда, и итальянцы, как выяснилось, не всегда понимают наш юмор. Оказавшись как-то раз в маленьком курортном итальянском городке, и устав от брошенных прямо поперек узких улочек автомобилей, все пассажиры нашего туристического автобуса, в котором я путешествовал по Италии, решили действовать радикально. Мужчины просто вышли, схватили за днище припаркованный небольшой автомобиль и перенесли его на другое место. Я лично участвовал в действе и проходя мимо обалдевшего от такого самоуправства зеваки-итальянца не удержался и сложив щепотью пальцы правой руки и размахивая им перед носом невольного свидетеля (характерный жест почти у всех средиземноморских народов, кроме, пожалуй, Франции) , с гордым видом заявил: «Руссо туристо – облико морале!».Надо ли говорить, что итальянцу было совсем не смешно?:)

Что касается английского юмора, то приведу такой пример: много лет назад в Англии проходил конкурс юмора. Изо всех концов страны присылались самые остроумные высказывания, либо описания забавных ситуаций. Представьте, первый приз получила такая вот история:

"Мистер Смит после посещения бара подошел к своему автомобилю. На улице было темно, фонари не горели. Поэтому Смиту никак не удавалось вставить ключ в замочную скважину дверцы. Он зажег спичку. Похороны послезавтра".

Вы что-то поняли? Рассмеялись? Уверен - даже не улыбнулись. Однако, над этим коротким рассказом хохотала до умопомрачения вся Великобритания!

Оказывается, на конкурс была прислана реальная выдержка из какой-то заштатной газетенки, в которой по недосмотру корректора или наборщика выпала целая фраза о том, что в автомобиле из-за неисправности произошла утечка бензина. Зажженная спичка привела к пожару и взрыву, в результате мистер Смит погиб. Увы не с американской, ни с русской точки зрения подобная шутка, пусть в сокращенном, либо в исходном виде не покажется смешной. И все-таки, именно это есть общепризнанный во всем мире, "утонченный английский юмор"....

Что до американцев и их юмора, то всем читателям он прекрасно знаком. Он грубоват, бесцеремонен и в последние пару десятков лет все чаще зацикливается на сексуальной или близкой к ней теме. Вплоть до начала 70-х годов юмор в Америке был довольно пуританским. А с началом сексуальной революции все и началось. По пуританской морали был нанесен сокрушительный удар. Чувство юмора, на мой взгляд, есть следствие культурных и нравственных традиций. Изменились времена, произошел отказ от христианских ценностей и шутки стали другими. Надо отметить, что американцы не столь сильно, как русские привержены "травить" анекдоты. Может быть, боятся невзначай задеть чью-то гордость. Ведь, кое кто может неожиданно оскорбиться, отнести вполне безобидную шутку на свой счет. Если кому покажется насмешкой? А в стране, где все выясняют отношения исключительно через суд, это может иметь нехорошие последствия. Могут осудить на миллионный штраф за неосторожно, случайно сказанное едкое словцо. Американцам есть что терять, потому и остерегаются как бы чего лишнего не сболтнуть, особенно в беседе с малознакомыми людьми.

Американские комики, чтобы насмешить аудиторию неизменно гримасничают, даже мой любимый американский комедийный актер Стив Мартин постоянно «играл лицом». 

Неподвижная ,статичная мимика, в стиле Задорнова у американцев «не катит». Не покривляешься –не рассмешишь!

Американские комедии последних 5 лет вообще ,как мне кажется, создавались под лозунгом «Долой стыд!» Самым страшным рубежом , как мне кажется, стал выход на экраны фильма «Мальчишник» с последующими сиквелами. Я не припомню случая, чтобы я когда – либо уходил с киносеанса. В тот раз я с него сбежал. Большей мерзости я не видел в кино никогда!

Впрочем, тенденции к «опошлению» в американской культуре и общее падение нравственности, что нашло отражение в злокачественной трансформации чувства юмора у американцев, получили распространение по всему миру и приобрели глобальный характер. Проще говоря, так сейчас ВЕЗДЕ шутят. Исключение, пожалуй, составляют арабские страны, да и то не все. В Египте, особенно в курортных зонах юмор так же позиционируется «ниже пояса».

А уж в «мусульманской « Турции… Вот вам пример из собственного жизненного опыта. Лет 10 назад, собираясь в очередной раз в Анталию в последний момент вспомнил про отсутствие плавок. Вечером, перед закрытием в магазине выбор был невелик, главное - мой размер был в наличии. Обратил внимание, что плавки сбоку уж слишком тонкие, бретелька шириной лишь 1 см. Не знал я тогда, в силу своей неиспорченности, что такие плавки могут вызвать ненужные ассоциации со стилем «Танга»-когда у соответствующего предмета мужского туалета по бокам –лишь шнурки бретельки, да и сзади - тоже аналогичный шнурок. И что так одеваются танцоры в стрип-клубах для одиноких дам или…про или-не будем. Одним словом в первый же день приезда, когда после завтрака я направился на пляж, за мной увязался местный фотограф Эрджан, лысый, коренастый, коротконогий, с тонкими усиками и узкой вертикальной полоской бороды под нижней губой. Но вначале я даже не понял, кто за мной идет, лишь услышал гнусавый мурлыкающий тенор: «Wow, Mister Tanga, wow, very nice, Mister Tanga, very nice popo! “ Когда я обернулся я обнаружил ухмыляющуюся физиономию фотографа с поднятым вверх большим пальцем руки. Я не понял о чем это он, но уже днем мои знакомые просвятили меня про стиль «Танга» и что за этим стоит. Первым моим желанием было сменить, так скажем гардероб, но узнав о ценах и подсчитав свои скромные финансы, от идеи отказался. И началось. Выхожу на следующий день на пляж, ложусь на лежак, и вдруг слышу тот же гнусавый голос с другого конца пляжа : «Wow !...-поднимаю голову - стоит. В 100 метрах , наклонив лысую башку с нахальной ухмылкой,- Wow, Mister Tanga, -пятисекундная пауза, и снова-«Wow, I love you Mister Tanga!” Немцы, присутствовавшие на пляже катались под лежаками. Я от них недалеко ушел С того времени Эрджан при виде меня продолжал с неизменной энергией: прихожу на дискотеку: «Wow, Mister Tanga, where is your Tanga? » Так и прошел весь отпуск. С вечным поклонником. Я поначалу и гонялся за ним ,прихватив что-нибудь увесистое, и администрация его увещевала, но поскольку все понимали , что это Эрджан шутит - все все спускали на тормозах. Причем для немцев это был юмор как раз в их стиле. Меня многие из них стали даже приветствовать: Хеллоу, Мистер Танга!» Причем фотограф оказался вполне себе гетеросексуальным, и зазноба у него имелась где-то в Москве. Просто у него шутки такие.

В конце я попросил его повторить все это перед видеокамерой.

Вот что получилось 

 

   Но в итоге сейчас, через много лет, уже придя к Богу, я понял, что смеясь над подобными шутками турецкого фотографа, скалясь над «приколами» «Комедии Клаб» я невольно поощряю такой вид юмора.

Я фактически одобряю его.

Мне стало ясным, что когда нас смешат, мы открыты к информации и в этот момент нам могут залезть в душу.

Именно поэтому профессиональные мошенники и ловеласы обладают отменным чувством юмора, которым как ключами вскрывают наше сердце.

А мы очень часто, заливаясь смехом на киносеансе очередной американской комедии, не понимаем, что в нас уже потоками льется чужая идеология.

И это уже не смешно!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх