На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 414 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лиза
    Эстония ударит по...
  • Виктор Окунев
    Одного его взгляда достаточно чтобы обделаться. Вы посмотрите как он смотрит. Прямо зверь. Надо уже идти сдаваться, а...Эстония ударит по...
  • олег рябченко
    .. Грешно смеяться над больными людьми.Эстония ударит по...

Экономика услуг – это прогресс или деградация?

Раньше, говорят, была экономика производства, а потом пришла экономика услуг.

История давняя: ещё в институте нам говорили, что в передовых странах услуги занимают всё большее место в ВВП.

И это вроде как прогрессивно, именно туда и направлен вектор развития.

Услуги, конечно, разные бывают: например транспортные, без которых ни тпру ни ну.

А бывают, как бы это помягче сказать, странноватые, прямо-таки высосанные из пальца.

Моя знакомая в США – консультант по расстановке мебели в офисе.

И что-то зарабатывает ее консультациями.

Мы тоже не отстаём, тянемся за лидером.

Вспомните, чем занимались ваши родители и чем занимаемся мы. Родители работали на заводах, трудились в НИИ, а мы нынешние – оказываем услуги, которые все больше упрощаются и примитивизируются. Сейчас куда ни глянь – везде ребята с коробами за спиной: разносят еду из ресторанов и кафе. Или бомбят на Яндекс-такси. Если ты тётенька – швабра тебе в руки и пошла убирать квартиры. Но этим делом больше занимаются приезжие. А ещё уход за стариками: продолжительность жизни растёт, а с ней и спрос на такие услуги. Говорят, что в передовых странах прирост рабочих мест наблюдается именно в сфере таких вот личных услуг, которые не заменишь роботами.

Молодые женщины, окончившие вузы, сидя «в декрете», часто оканчивают курсы маникюра и начинают оказывать услуги на дому. Теперь они платят налог по телефону и могут чувствовать себя вполне легальными и даже уважаемыми тружениками.

Популярнейшее занятие – репетиторство. Сегодня эта сфера – колоссальна. Моей дочке, которая подрабатывает этим делом, кто-то написал, что в классе, где учится некий ребёнок, репетиторы по английскому есть у всех! Без исключения. При этом репетиторов держат не для каких-то дополнительных знаний-умений, а просто для выполнения домашних заданий. Ну не абсурд ли это?

Может, школу пора отменить? Сложилась типичная карьера домашней учительницы: девочка долбает с репетитором английский, триумфально поступает в какой-нибудь иняз, оканчивает, приступает к долблению английского уже в качестве репетитора. По другим предметам домашних учителей – пруд пруди.

Кто-то наверняка скажет: это у богатых москвичей. А вот и нет! Моя приятельница занята этим промыслом в Туле, и клиентура у неё не переводится. Вообще дача репетиторских уроков и домашняя уборка – самая типичная женская работа сегодня; оплата, кстати, очень сходная. Алексей Сахнин назвал на портале «Газета» подобную экономику услуг – экономикой слуг.

 

Но почему так происходит?

Деиндустриализация развитых стран приводит к тому, что производству «белые» люди не нужны. Нужны или роботы для массовых операций или непритязательные труженики из Третьего мира. А углубление социального и имущественного неравенства, идущее повсюду, порождает слуг. Слуги всегда возникают там, где есть существенный перепад экономического уровня. Когда-то даже бедная барыня одевалась с помощью горничной, обед ей готовила кухарка, вёз её кучер и т.д. Теперь мы возвращаемся к такому положению на иной технической базе. Это, можно сказать, цифровые слуги: они не толкутся в передней, но – обслуживают. И их становится всё больше.

До латиноамериканского уровня мы ещё не дошли: там у господ есть прямо-таки слуги в духе романов XIX века. В Перу, будучи в гостях у нашего поставщика, мы с мужем всё время нарушали местные обычаи, делая что-то привычное у нас, но не положенное у них. Муж, помню, вытащил из багажника какую-то громоздкую покупку и понес ее в дом – по-тамошнему это должен был сделать слуга. Хочется верить, что у нас этого всё-таки не будет; во всяком случае, мне, по-советски воспитанной, это эстетически противно.

Но дело, конечно, не в эстетике, а в сути. «Они» – пускай живут как сами знают; возможно «они» все свои дела переделали, им осталось только оказывать друг другу услуги. Мы же – как страна, как народ – находимся совершенно в ином положении. У нас масса нерешённых задач, непроведённых дорог, неосвоенной территории. В нашей холодной, неблагоустроенной стране надо, ежели по уму, не пиццу развозить, а дело делать.

Мы ещё далеко не прошли «возраст» экономики производства, а сразу перескочили в экономику услуг. В нашем случае это не прогресс, а деградация. И хорошо бы назвать вещи своими именами, т.е. деградацию назвать деградацией, а не болтать, что мы-де вписались в новый дивный мир цивилизации и прогресса. Вся эта «экономика услуг» чрезвычайно напоминает толчею бедняков Третьего мира возле скоплений туристов в надежде что-нибудь поднести или продать.

Кто и как будет организовывать дело – вопрос отдельный. Но осознание положения – первый шаг к его изменению.

Татьяна Воеводина

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх