На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Светлый
    П.Толстой - буржуазный националист. И это плохо. Вспоминаем 1916 год...Пётр Толстой: нам...
  • Сергей Догадин
    А кто назначает этих кравцовых? Не правительство ли с думой?Не принимать дете...
  • Tania Еременко
    Нет, Пугалкина - не выжившая из ума старуха - эта любительница голубых мальчиков и больших денег, просто негодяйка и ...Это даже не дно.....

Пенсионная система наша – и всяких там прочих шведов. Разница шокирует.

В 1980 году в среднем по планете на одного пенсионера приходилось 5,3 работающего, в 2012-м – 4,7, а к 2040-му, обещает нам статистика, одного пенсионера будет обеспечивать только 2,3 человека.

И вот весь этот стареющий мир готовится к пенсии. Может быть, не весь, но Швеция точно. На сегодняшний день из 9,8 млн. жителей Швеции 20% старше 65 лет, к 2040 году этот процент вырастет до 23%, а это почти четверть всего населения страны.

Продолжительность жизни в Швеции – одна из самых больших в мире: 79,9 года для мужчин и 83,7 года для женщин. Для сравнения: в России мужчины в среднем живут 62 года, а женщины – 73,6 года.

Будь я правительством Швеции, я была бы очень недовольна: откуда брать деньги, когда пенсионеров больше и они дольше живут? Я бы предпочла об этом не думать.

Но шведы думают о старении своей нации, и этим вопросом занимается правительственная комиссия с потрясающим названием «Комиссия будущего».

Оранжевый конверт

«Раз в месяц мне приходит оранжевый конверт, где указано, какую пенсию я буду получать. Я его и не открываю: все равно никто не может сказать, сколько это будет через 15 лет», – рассказывает Вера Василевич, которая 20 лет живет в Швеции и не собирается уезжать.

Оранжевый конверт – это своеобразный символ последней реформы пенсионной системы Швеции, прошедшей в 1999-м. Последней, потому что до нее было еще несколько. Каждый швед застал хотя бы одну реформу пенсионной системы. Может быть, поэтому нет проку вскрывать конверт – все еще поменяется.

То есть тут можно с удовольствием отметить, что пенсионная система в Швеции такая же непредсказуемая, как и в России. Но это совсем разные непредсказуемости.

Живя в своем отечестве, я постоянно слышу про прекрасные, нужные всем долгие пенсионные деньги, которые российское правительство то и дело старается вложить в перспективные проекты. И поэтому я прекрасно понимаю, что мои пенсионные отчисления – это мзда государству и способ остаться в правовом поле. Они не гарантируют мне безбедную старость. Ее гарантируют мои дети или квартира, которую можно сдавать.

Шведская же непредсказуемость отличается тем, что условия меняются, но основные гарантии остаются.

Откуда деньги, Зин? Шведские пенсионеры часто этого не понимают вовсе

Шведы гордятся тем, что в 1913 году приняли пенсионную систему, которая стала первой в мире формой всеобщего социального страхования. Но при всей ее продвинутости сразу включить в нее всех жителей страны не получилось. Она касалась только государственных служащих и открытых акционерных обществ. «Белые воротнички» из частных компаний были включены в нее только в 1917 году, а «синие воротнички» – через 56 лет, в 1973-м.

В 1935 году пришедшие в Швеции к власти социал-демократы провели первую реформу пенсионной системы: им хотелось уравнять благосостояние пожилых людей. Правительство ввело систему формирования пенсии по принципу «плати сколько можешь». Дело давнее, вникать сейчас не будем, но это нововведение позволило облегчить пенсионное бремя для тех, кто жил в бедных муниципалитетах Швеции: они стали платить в пенсионный фонд меньше.

Не прошло и десяти лет, как социал-демократы снова принялись за реформы. На этот раз они значительно повысили базовую часть пенсии у всех пенсионеров. Технически это просто: стоит только активнее перераспределять пенсии в пользу бедных. Иными словами, отчисления тех, кто больше зарабатывал, теперь шли на обеспечение старости их менее успешных соотечественников.

Тогда же шведское правительство умудрилось привязать к пенсии жилищную проблему. Жилье в Швеции – это дорого. А если ты не можешь платить, оказываешься на улице. Но еще в далеком 1948 году шведское правительство решило, что старикам на улице не место, и ввело доплату к пенсии именно на жилье: она обеспечивала пожилым людям возможность платить за аренду и коммунальные услуги. Эта жилищная субсидия действует до сих пор.

С 1960 по1999 г.г. в расчет пенсии был положен средний заработок человека за 15 самых успешных его лет. Но неугомонное правительство начало снова думать об изменениях. В 1999 году пенсионная система была заменена на новую, состоящую из трех компонентов: пенсионный доход, премиальная пенсия и гарантированная пенсия.

Пенсионный доход положен всем гражданам Швеции. Это 16% от заработной платы и других налогооблагаемых выплат, которые шведский трудящийся отдает на будущую безбедную старость – свою и товарища.

Но допустим, ты не работал. Не беда. У тебя будет гарантированная пенсия. Подробностей в шведской пенсионной системе масса, они далеко не всем понятны – но ясна суть: все старики будут жить не ниже достаточно высокой планки.

Первые выплаты по новой системе были произведены в 2003 году. Вот с этого года будущие пенсионеры и получают те самые оранжевые конверты, которые не всегда вскрывают.

А денег-то самих сколько?

Пенсии в разных регионах Швеции разные. В Стокгольме, где много людей с высшим образованием, средняя пенсия около 22 000 крон (141 000 рублей), а, скажем, в провинции Емтланд – 17 000 крон (109 000 рублей). Социальная разница между Стокгольмом и Емтландом – как между Москвой и Мурманском.

Бабушка, которая никогда не работала, получает 12 000 крон в месяц (77 000 рублей) плюс доплаты на жилье и питание. Из-за того, что у нее низкая пенсия, она платит за помощь социальной службы всего 811 крон в месяц, а богатые пенсионеры платят гораздо больше.

Доплата на жилье может покрывать до 96% затрат и составлять около 6 000 крон в месяц. Правда, пособие получают только те, кто снимает квартиру, а если квартира в собственности, то никаких дополнительных денег пенсионеры не получают. Логика такая: ты достаточно богат для собственного жилья, значит, можешь его обеспечивать. Если не можешь, продавай, снимай другое и претендуй на пособие.

Но если у кого-то в Швеции собственный дом или квартира – это золотая гора. Если продать, можно жить вообще безбедно. Но в основном люди снимают жилье у компаний в течение жизни, это строгий контракт, и выселить человека из такого жилья можно только по суду.

Все выплаты шведским пенсионерам рассчитываются так, чтобы у них осталось как минимум 2 000 крон после всех обязательных платежей. Этой суммы на хватит на хорошую еду, но в ресторан, конечно, не походишь.

Вышел на пенсию – переезжаю

Шведская система опеки над пожилыми людьми выглядит так. Живет себе человек, сам со всем справляется, но однажды понимает, что ему нужна помощь. Ступеньки стали слишком большими, парикмахерская далеко, белье стирать – это совсем ад.

Чтобы получить помощь на дому или переехать в дом престарелых, пенсионер подает заявку. Ее рассматривает комиссия и выносит решение. Нужна помощь на дому – будет четыре раза в день приходить социальный работник, нужен дом престарелых – будет дом престарелых.

Своим жильем пенсионер волен распоряжаться как хочет. Если это собственность, может продать или подарить детям, если жилье было в аренде, то просто освобождает квартиру.

В Швеции есть несколько типов домов, куда можно податься на старости лет. К первому типу можно отнести обычный дом, но более приспособленный для проживания пожилых людей. Бодрый пенсионер получает в таком доме квартиру площадью 35-40 метров, а вместе с тем и более комфортную среду обитания.

Второй тип предоставляемого жилья – для тех, кому нужен уход посерьезнее, присутствие медиков. В таких домах есть общие кухни, места для совместного досуга, обслуживающий персонал, который следит за здоровьем и питанием.

Третий тип жилья более всего подходит под российское понятие «дом престарелых». Здесь живут те, кому нужны постоянный уход и помощь.

В таких домах престарелых круглосуточно дежурит персонал, обслуживающий и медицинский. Все эти заведения действуют по одному принципу – оплачивается квартплата, жилье представляет собой одно-двухкомнатную квартиру с возможностью приготовить еду, с отдельным санузлом. Мебель и всякая домашняя утварь – свои. При необходимости могут поставить специальную кровать, но все остальное – собственное. Полного содержания нет, все вычитается из пенсии, но, конечно, услуги стоят дешевле. Есть заведения с более высокими стандартами, есть с более низкими.

Ну, а какая-то хоть «ложка дегтя» этой шведской бочке меда есть?

Пенсионеры порой жалуются, что персонал плохо за ними ухаживает, что еду дают невкусную, что постель редко меняют или забыли таблетки выдать. Жалобы принимают надзорные ведомства, которые и разбираются с нерадивыми частными или государственными компаниями, работающими в сфере социального обеспечения пенсионеров.

Но тут надо учесть, что запросы шведских стариков весьма высоки, а склонность к жалобам свойственна всем старикам на свете.

Ты тоже можешь стать шведским стариком

Несмотря на все жалобы, шведская пенсионная система входит в пятерку лучших в мире.

А теперь – совершенно поразивший меня уровень обсуждения будущего пенсионной системы шведов. Не забываем, что речь идет о четверти населения страны к 2040 году.

С 2005 по 2014 год в Швеции почти на треть выросло число людей, которые продолжают работать в возрасте 65-74 лет, средний возраст выхода на пенсию – 64,5 года. В связи с этим шведское правительство раздумывает над тем, чтобы увеличить пороговый возраст выхода на пенсию: 62 года вместо 61, как сейчас. Из-за одного года мучаются! У нас бы раз – и мигом пять лет накинули.

Еще задачка: если один супруг вынужден переехать в дом престарелых, то как быть с другим?

Или как вам проблема разделения пособий при разводе? Когда шведы в браке, они живут вместе в одном доме, на который при необходимости получают общее пособие. Пособие рассчитывается на двух человек, и оно меньше, чем получали бы эти же пенсионеры, живя поодиночке. В случае развода пособие как-то надо делить, но как?

Кстати, если вам захотелось бы немного шведской старости, то и это вполне выполнимо. Рецепт простой – как минимум три месяца работы в Швеции по контракту. После окончания трудового договора вы вычисляете, сколько вам должно шведское государство – а оно должно, – и теперь вы можете претендовать на хоть и маленькую, но все-таки пенсионную выплату.

Главное – оформить правильно бумаги. И начать красиво и богато стареть.

По материалам Наталья Парамонова

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх