На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 413 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ольга Каширина
    Этот Нарцисс Макрон прежде всего  любуется собой. Отсюда все  остальное.Олимпийское перем...
  • Сергей Петров
    И поэтому наверно эту "нацию" всю их недолгую историю гнали из всех стран. А из некоторых и не по одному разу."Евреи — нация ль...
  • Vitalich
    А что было бы если государство подключилось, вопрос риторический, думаю что при таком раскладе с проблемой мастурбеко...Бегут, как крысы!...

Автомобильная экспедиция "Горы Азии 2015. Дорога в небо"

Первым пунктом на пути нашего следования стал Чарынский каньон - уникальный памятник природы, возраст которого превышает 12 миллионов лет. За эти годы река Чарын сумела прогрызть в окружающих горах Заилийского алатау расщелину длинной более 150 километров и глубиной местами свыше 300 метров. Правда сейчас это место не такое тихое и спокойное, каким я его помню несколько лет назад. Внизу построили туристическую зону, где можно купить экскурсионный тур, взять напрокат квадрик, поесть и переночевать в бунгало. Машинам спуск на дно каньона запрещен. Но уж больно хочется посмотреть на Долину замков, и у нас получается договориться :)



А это место называется "Арка любви" 



На следующий день мы без каких-либо проблем прошли границу с Киргизией и начали подъем в горы. Такими красотами встречает нас долина реки Сарыджаз 



Перевал Чокашу (3825м) 



А вот наши довольные участники экспедиции. На улице холодно, так что даже для быстрого фото приходится накидывать курточку. Слева направо: Андрей, Маша, Кирилл, Аркадий, Юля, Макс, Света, Женя 



Все тот же перевал. Кое-кто уже надел шапку 



После холода и снега мы спускаемся вниз в город Каракол. Раньше город назывался Пржевальск, и это пожалуй самый "русский" городок Киргизии. Вот например действующий храм "Пресвятой Троицы" 1896 года 







Ночевать сегодня планируем на берегу Иссык-Куля. Иссык-Куль - одно из крупнейших и глубочайших озер мира, и хотя расположено оно на высоте порядка 1600м, количество солнечных дней на побережье превышает аналогичный показатель для Черного моря и почти вдвое больше чем в Москве. В результате вода в озере прогревается достаточно сильно, что бы не замерзать зимой и что бы подарить нам прекрасный пляжный день осенью. Как же приятно купаясь в теплой воде озера, рассматривать снежные верхушки гор, окружающие практически все озеро по кругу! 







Утром следующего дня нас ждал один из красивейших перевалов Киргизии - Тоссор (3895м). Подъем на перевал относительно легкий, сложность представляет лишь участок марены, расположенный на последних метрах 100 подъема 



Такие небольшие замерзшие озерца можно встретить на самом перевале 



Высота этой горки на пару сотен метров превышает 4000. В целях аклиматизации кто-то из участников пробует забраться на нее пешком =) 



Дальше наш путь лежит в Таджикистан, и по дороге нам открываются вот такие виды 







Миновав границу и изнемогая от сорокоградусной жары, мы решили искупаться в Кайраккумском водохранилище. Как вы думаете, чем это закончилось? 



Правильно! Куда же нам без этого, да? :) 



Благо, в Средней Азии всегда есть чем восполнить свои силы 



По дороге в Душанбе решаем посмотреть на знаменитое озеро Искандеркуль 



От трассы, связывающей Душанбе с Худжандом, до озера идет обычная полузаброшенная, полузасыпанная, полуразвалившаяся горная дорога, проезжаемая на любом виде транспорта. Само озеро лежит на высоте более 2-х тысяч метров и представляет собой огромную чашу чистейшей воды бирюзового цвета в обрамлении горных вершин. В том месте, где к озеру подходит дорога расположена турбаза времен СССР. Мы же отправились в самый дальний угол озера. В правом нижнем углу можете увидеть где именно мы решили остановиться на ночлег 



Озеро Искандеркуль по преданиям получило свое название от имени Александра Македонского, которого на Востоке называли Искандер Зулькарнайн (Искандер двурогий). Александр Македонский якобы здесь побывал на своём пути из Средней Азии в Индию 



Вот такой кадр удалось сделать в этом волшебном месте. Как будто бы живая природа, представленная деревьями и травой граничит с неживой в виде камня и льда, а радуга разделяет эти два противоположных мира... 



Посетив Душанбе, мы держим курс прямо на Памир, но даже в окрестностях столицы мы наблюдаем потрясающие виды. Такой предстает перед нами долина реки Обихингоу 







Местный колорит. Как думаете, кому он машет палочкой? 



Правильно! Бесчисленные стада баранов, овец и коз доставляют массу проблем автолюбителям 















А ближе к вечеру с нами произошла забавная история. Мы ночевали недалеко от города Вахдат, где если помните мятежный геренал Назарзода всего неделей ранее совершил нападение на областное ОВД и вместе со своими сообщниками предпринял попытку штурма здания министерства обороны в Душанбе, после он и его боевики скрылись в ущелье близ Вахдата. Поэтому в регионе была повышенная боеготовность. Уже в темноте в наш лагерь неожиданно приехал староста из соседней местной деревни. Нас заметили на склоне горы и приехали специально для того, что бы пригласить в гости, так как шла спецоперация военных сил РТ и ночевать в том месте было небезопасно. Однако староста тут же предложил нам остановиться у него, и даже выделил нам отдельное помещение. Надо сказать, что в Таджикистане гостеприимство очень развито и имеет древние корни. Считается, что каждый гость приходит в дом по воле Аллаха. Угадать добрый незнакомец или нет невозможно, поэтому традиции велят принимать каждого, напоить горячим чаем, накормить лучшим из того что есть и положить ночевать на самое удобное место. Если странник потеряется - ему обязательно укажут путь, ведь в облике незнакомца как-то раз может постучаться сам Аллах. Таким образом в древности передавались в том числе и знания о невиданных странах, да о чудесах там творящихся - через долгие беседы с путешественниками за бесконечным чаем. Наш же хозяин оказался владельцем придорожного кафе и, по совместительству, отцом 13-ти детей. Правда от двух жен, которые прекрасно ладят между собой. И это не считая внуков! А это помещение столовой, в которой нам любезно предложил переночевать староста 







Кстати дружелюбные и гостеприимные в Таджикистане действительно поголовно все, даже военные. Вот например солдаты очередного блок поста согласились на совместное фото 



К сожалению порой мы встречались с отголосками давней граждаской войны, которая была признана самой кровопролитной гражданской войной на территории бывшего СССР. Вот здесь например лучше особо не гулять. Минное поле. 



Порой дорожка подходит к самому краю обрыва. Пассажир справа обычно испытывает непередаваемые эмоции :) 



А вот с этого дорожного знака начинаете Кулаи-Хумб или же просто "Ворота Памира". И налево, и направо дорожка идет вдоль реки Пяндж, которая является границей между Таджикистаном и Афганистаном. Нам же налево 



Первые виды Афганистана. Детишки играют на пляже 



Афганский кишлак 



Надо сказать, что на Памирском тракте очень трудно с местом для ночлега. С одной стороны пограничная зона у реки Пяндж, с другой - сплошная вереница кишлаков, перетекающие один в другой. Совсем отчаявшись в поисках лагеря, решаем заночевать на окраине кишлака, но наша стелс миссия была разоблачена хозяином крайнего дома, и как вы уже наверное догадываетесь, отказаться от гостеприимства местных жителей у нас не вышло. Всего полчаса и нам был накрыт такой вот стол 







И это еще не все. Потом была и шурпа, и курица, и мясо, и чего только не было. Кстати и таджики, и памирцы (да, это и правда разные народности) обижаются, когда за их гостеприимство мы предлагаем какие-то деньги. Так же как и староста, которого мы встретили днем ранее, хозяин, устроивший нам пир горой, отказался от предложенных денег 



Утром мы продолжили любоваться красотами солнечного Афганистана 







Граница. Слева Афганистан, справа Таджикистан 



А вот эти выдолбленные в скале дорожки называются овринги. Когда смотришь как афганские детишки бегают по таким вот горным тропинкам - сердце в груди екает. На фото видно 2 незаконченных овринга 



По пути нам встречаются всякие интересности 



Справа наш гид в мире петроглифов, местный учитель химии, памирец. 2х часовая подробнейшая экскурсия по местным петрографам обошлась нам совершенно бесплатно. К тому же нам в дорогу дали помидоров, ягод и прочих вкусностей. А мы оставили на память несколько сувениров 











Осмотрев петроглифы, мы продолжаем двигаться к Сарезскому озеру. А окружают нас вот такие виды 















Внизу кишлак Барчадив. В нем мы узнаем неутешительные новости: дороги до озера Сарез нет. Как собственно никогда и не было. Только пешая тропа. 18км по горам и порядка 8 часов только в одну сторону 



Местные жители увидели, что мы расстроились и тут же пригласили нас пить чай. Справа вверху начальник службы МЧС 



Внутри памирского дома 



Распрощавшись с жителями Барчадива, мы двинулись дальше 











Очень неприятно ехать по такому вот сыпучему склону. Особенно когда сверху летят камни. На одной из машин вмятина в двери оказалась весьма солидной 



И наконец-то мы нашли заросли саксаула! Костер в горах, на высоте около 3600м! Как мы все по нему соскучились! 



Недалеко от перевала Кокджар(3795м) 



Летим по высокогорным равнинам на скорости порядка 60км/ч. Высота 3900м 











Череп и рога архара. Подобное здесь не редкость 



Наша экспедиция подъезжает к самому большому бессточному озеру Таджикистана - Каракуль 







Вид с озера. Нам открываются 6-7ми тысячники Памира 







Справа озеро Каракуль. Слева КСП, отделяющая Таджикистан от Китая, сзади кишкал Каракуль и Киргизия, а впереди перевал Ак-Байтал. Нам туда! 



Начало подъема 



Перевал Ак-Байтал. Самый высокий автомобильный перевал бывшего СССР! 4655м! 







Этот стенд очень популярен среди туристов. Здесь принято оставлять наклейки своих экспедиций. Что мы и делаем 



Справа видны последствия августовского селя 



Следующая наша цель - город Мургаб 



Это самый высокогорный город на территории бывшего СССР (3612 метров над уровнем моря). Погода в этом районе отличается крайними перепадами; зима длится с середины сентября до конца мая, температура зимой достигает -50 С . Летом температура может достигать +40 С в июле и августе. Этот район считается пустынным, с небольшим количеством осадков, но иногда здесь случаются ливни. Сильные ветры дуют весь год, и в любой момент может даже пойти снег. 



Первым делом решаем заправиться. Конечно же на Газпроме! 



Однако процесс заправки несколько отличается от того, какой мы обычно привыкли видеть 







Семья заправщика. Все дружелюбные и рады гостям 







Панорама города. Вернее некоторой его части, сам город значительно больше 







Типичный дворик в Мургабе 



Однако Мургаб - место туристическое. Поэтому здесь есть туристический центр 



Как и в любом городе бывшего СССР 



Гостиница. Подобных гестхаусов на Памире встречается великое множество 



Еще одна заправка. Не Газпром конечно, но тоже неплохо 



Есть в Мургабе и современные здания 



Молодая семья 



Детвора веселится 



Как вы думаете что это? Мы пришли к выводу, что это гуманитарный груз из Китая в Афганистан 







Сделав все необходимые дела в Мургабе, наша экспедиция отправляется дальше колесить просторы Памира 



Проснувшись, мы увидели в GPS интересную точку "Метеоритный кратер". И решили съездить посмотреть 



Кратер оказался весьма достойным. Для масштаба на другой стороне кратера запечатлен один из наших путешественников 



Но нам пора на Восточный Памир. При подготовки экспедиции мы не нашли в сети ни одного полноценного отчета о путешествии в этой части Памира. Что же это за край загадок? 



















Около погранзаставы. Налево пойдешь - в Пакистан попадешь, прямо пойдешь - в Афганистан придешь, направо пойдешь - останешься в Таджикистане. Это нас вполне устраивает. Поворачиваем направо 



Восточный Памир поражает нас своими видами и красотами 







А вот и самая высокая точка экспедиции! Наше авто находится на высоте 4725м. Через полчаса авто Жени достигнет снега в небольшой ложбинке справа, оказавшись на высоте 4895м. К слову, вершина горы имеет высоту 5200м 



Но погода начинает портиться, и нам пора вниз 







В этой части Памира вообще нету никаких кишлаков, хороших дорог, дорожного трафика. Здесь ты наедине с горами. Сложно описать словами эмоции, которые мы тогда испытывали, находясь в таком загадочном и волшебном, можно сказать даже параллельном мире 















Только такие вот одинокие странники встречаются нам на пути 



Напомню, что все эти долины находятся на высоте выше 4000м, а горы соответственно выше 5000м! Видите маленькую точечку в центре, но как бы смещенную влево вниз? Это вышка, за которой начинается Афганистан 



Как нарисованные... 











Наша самая высокогорная ночевка(4250м)! Пришлось даже тент на палатку натянуть. Ночью дуло так, что я чувствовал себя в палатке штурмового лагеря Эвереста, никак не меньше! :) 



Ну а утром было весьма и весьма свежо 



Продолжаем наш путь. Это фото чем-то напоминают мне работы Рериха. Не находите? 



Погранзастава "Озерная". Ныне брошенная. А мы уже достали паспорта, пропуска и были готовы встретить тут погранцов... 







Вид на горы Афганистана 



Озеро Зоркуль знаменито тем, что именно из него вытекает река Памир, которая сливаясь с Вахандарьёй, образует реку Пяндж - будущую реку Амударью, одну из крупнейших рек Средней Азии, впадающую в Аральское море. С 1895 году озеро служило границей между Российской империей и Афганистаном, сейчас между Таджикистаном и Афганистаном. Зоркуль - не просто озеро, а особенное место. Подробнее читайте в моем тайнике Зоркуль. Фокус мира 







Река Памир. По ней так же проходит граница с Афганистаном 







Местный колорит 



Погранзастава. Мы покидаем Восточный Памир. Теперь наш путь лежит в столицу Горного Бадахшана - город Хорог 



Между Лянгаром и Ишкашимом сосредоточено большое количество архитектурных достопримечательностей. Вот например крепость Ямчун. III век до нашей эры. Подробнее читайте здесь 







Эх, осень, осень... 



И снова последствия августовского селя 











Памятник в Хороге 



Ну вот и закончилось наше путешествие по Памиру, пора поворачивать в сторону дома. Мчим обратно в Киргизию! 







Обратите внимание, что вечная мерзлота делает с асфальтом 



Недалеко от перевала Ак-Байтал. Но уже на обратном пути 



Перевал Кызыл-Арт(4280м). Здесь начинается (ну а для нас заканчивается) Горный Бадахшан, Таджикистан, Памир 











По пути в Алайскую долину 







Алайская долина находится в Киргизии и знаменита тем, что разделяет Памир и Тянь-Шань. И именно из этой долины можно увидеть всю снежную гряду Памира с его высоченными пиками как на ладони. Очень красиво. 











Дорога в Горный Бадахшан 



Алайская долина. Слева Памир, справа Тянь-Шань 



Даже когда мы покинули Памир, въехали в цивилизацию, накачали колеса и по шикарному асфальту практически полетели в Ош, горы по прежнему не переставали радовать нас. Такой вот например вид с перевала Талдык(3615м) 



И когда наконец горы совсем отступили, высота значительно упала, а за окном снова установилось 30ти градусная жара, нас все так же окружала непередаваемая красота. Вот например Токтогульское водохранилище 



А это уже Казахстан. Пылевая буря. Пока что небольшая 



Последнее фото. Где-то в районе Байконура. Вот и все! Конец! 





Эпилог
Спасибо всем, кто дочитал/досмотрел/долистал этот отчет до конца. Заранее извиняюсь за такое количество фотографий(155 штук), наверное для подобного отчета это слишком много, но мне очень хотелось передать вам чуточку той первозданной красоты, которую нам повезло увидеть, чтобы вы тоже хотя бы немного прочувствовали волшебную энергетику тех далеких и загадочных мест, которую ощутили мы. Хотя конечно полностью передать наши эмоции от посещения Тянь-Шаня и Памира не получится ни словами, ни фотографиями. Кто был в горах, тот меня поймет. Как говорил классик: "Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово". 
P.S. Конечно рассказать обо всех аспектах нашей экспедиции в рамках этого отчета не представлялось возможным, поэтому многое осталось за кадром. Если вас заинтересовала наша поездка, и вам интересны подробности, то можете прочитать статью организатора экспедиции Аркадия Колодкина в декабрьском номере журнала Полный привод.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх