Игорь Панин о том, почему русскому туристу ближе берег турецкий
***
На днях супруга мне заявляет: «А почему бы нам не взять детей и не махнуть в Крым? Вечно мы в тропики летаем».
Я, признаться, был удивлен таким ходом ее мысли.
Потому что последний раз, когда мы посещали Крым (еще украинский в тот период), нам жутко там не понравилось.
Запущенные пляжи с проржавевшими до дыр кабинками для переодевания, зловонные уличные туалеты с отверстиями в дощатом полу, дороговизна и низкий сервис обслуживания…
Гордые украинские самостийники совершенно не вкладывали деньги в этот регион, в инфраструктуру и сферу туризма, тупо эксплуатируя ветшающие остатки советского наследия. Словом, ловить там было нечего.
Но теперь-то…
«Теперь, — отвечал я супруге, дожевывая котлету, — Крым наш! Поэтому мы, может быть, поедем, ты посмотри только, что там по билетам…»
И стала она смотреть.
Оказалось, что билеты на самолет «туда-обратно» стоят около пятнадцати тысяч рублей на взрослого человека.
То же самое с купейными местами в поезде, да плюс паром — получается в районе тех же пятнадцати тысяч.
А ведь нужно еще платить за жилье, питаться, тратиться на какие-то летние развлечения…
Это сколько же выйдет в итоге?
Да уж точно больше, чем обойдется поездка в Египет!
Причем раза в два.
Но в Египте сейчас неспокойно, а вот если глянуть что-то поближе…
К примеру, турецкие курорты.
Смотрим путевки в Турцию, ради интереса.
Да вот, пожалуйста.
Недельный отдых в четырехзвездочном отеле (а если брать «горящую» путевку, то и пятизвездочный можно найти) при системе «все включено» стоит пятнадцать-двадцать тысяч.
Здесь и перелет в оба конца, и проживание, и питание, и напитки (хоть прохладительные, хоть алкогольные), и анимация, и ночные дискотеки при отеле, и детская площадка, и бесплатные бильярд с настольным теннисом.
И стоит все это примерно столько же, сколько дорога от Москвы до Крыма и обратно!
Положим, для нас с женой не критично переплатить за отдых (хотя с какой стати мы должны переплачивать?).
Но зададимся вопросом: что выберет житель России с небольшим достатком — Крым или Турцию?
Ответ, полагаю, очевиден.
Мы верно подмечаем, что Украина Крымом не особо интересовалась и практически его не финансировала.
Но что мы делаем для того, чтобы уже наш Крым стал Меккой для отечественного туриста?
Почему билеты стоят так дорого?
Откуда вдруг взялись посредники, которые поднимают и без того кусающиеся цены?
Дело, вообще-то, государственной важности.
А в интересах государства следовало бы в приказном порядке цены снижать.
Да, в некотором убытке оказались бы авиакомпании, осуществляющие перелеты в Крым.
И «Российские железные дороги» недосчитались бы десятков миллионов.
Но в целом выиграла бы Россия.
Выиграли бы небогатые туристы, получив возможность отдыхать у моря в своей собственной стране.
Выиграли бы крымчане, доходы и благосостояние которых напрямую зависят от количества отдыхающих на полуострове.
Выиграла бы российская экономика, так как огромные суммы в рублях и валюте остались бы в стране, а не утекли в Турцию, Таиланд или еще куда.
Но все это только в теории.
А на практике мы имеем именно то, что имеем.
Высокопоставленные российские чиновники, которые так любят рапортовать об успехах своему начальству, немножечко подзабыли, чем и как живет народ.
Они представляют обычных людей этакими простофилями, колхозниками Расторгуевыми из замечательного фильма Шукшина «Печки-лавочки».
Если кто не помнит картины, — в ней супруги из алтайской деревни едут на поезде к морю, которого никогда не видели.
Едут аж через Москву.
По пути с ними происходит немало забавного.
Супруги скованы, комплексуют при контактах с незнакомцами, сами смущены своей «дерзостью», но намерены добраться до моря во что бы то ни стало… Однако, этому фильму больше сорока лет.
Времена давно изменились.
И теперь даже на Алтае трудно отыскать робких шукшинских туристов, поскольку из того же Барнаула можно вылететь на любой заграничный курорт.
Наши люди научились считать деньги.
И за свои кровные они хотят оттянуться по полной программе.
А Крым — это, как выясняется, немного накладно.
И дело не в недостатке патриотизма у рядовых граждан, а в том, что о них, об этих гражданах, никто не думает.
Не старается облегчить им жизнь, помочь сэкономить хотя бы на дороге.
Им внушают, что необходимо любить Родину, но тут же всячески препятствуют оной любви.
Я сам постоянно с этим сталкиваюсь.
Несколько лет назад мы с женой вот так же, как теперь, собирались поддержать российскую экономику, отказавшись от поездки за границу ради речного круиза по городам Золотого Кольца.
И ведь действительно хотелось посмотреть, интересно же!
Увы, стоимость десятидневного круиза на стареньком теплоходе, с каютами без душа и умывальника, с одной уборной на всю палубу превысила сумму, на которою можно было бы слетать за границу к теплому морю.
Стоит ли говорить, что мы выбрали теплое море, а не Золотое Кольцо?
И хотелось бы порой проявить сознательность и патриотизм, нет здесь ничего ужасного.
Американцы вон из принципа отдают предпочтение своим товарам; масштабные информационные кампании у них проводятся.
Это и спасло, кстати, от полного краха их автопром, не выдерживающий конкуренции с японскими, корейскими и некоторыми европейскими концернами, предлагающими населению США машины поскромнее и подешевле.
Но тут уже задаешься вопросом — а почему подобный патриотизм не проявляют у нас как раз те, кому по должности положено?
Почему у нас с индустрией отечественного туризма полный швах?
Кто за это конкретно отвечает там, наверху?
Почему некоторые страны буквально живут за счет туризма, приносящего им солидный доход, а у нас, в самой крупной территориально стране мира, где масса разных достопримечательностей, созданы такие условия, при которых даже небольшое путешествие обходится дороже, чем поездка на далекий заграничный курорт?
Вот об этом я и думаю.
И конкретно о Крыме.
О том, что его присоединение к России — это, конечно, хорошо, и правильно.
Только вот как мы его в дальнейшем развивать будем, если даже отдыхать туда съездить — проблема?
Свежие комментарии