На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Зиборов
    Нашёл на сайте. О боже, реализована формула "Россия не для русских"!Это даже не дно.....
  • Александр Зиборов
    Русофобка Манижа ещё в России, а не в тюрьме?!.Это даже не дно.....
  • Эдуард Рыбаков
    На х.. С пляжа весь сброд! Помню привезли с деревни в город по русски вообще не знал, хотели в спецшколу отправить, н...Не принимать дете...

Тоска по смыслам. Россияне готовы к возврату в советское прошлое?

Постсоветское мифотворчество


Ностальгия по Советскому Союзу сопровождает россиян с самого развала империи. Социологи «Левада-центра» в конце прошлого века указывали на до 75% граждан страны, сожалеющих о распаде СССР. Прошло почти двадцать лет. В 2018 году аналогичные исследования выявили снижение сочувствующих, но всего до 66%. По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения, к середине 2000-х годов положительные и отрицательные оценки распада СССР колебались в зависимости от событий внутренней и международной жизни.


И во все времена старшие поколения больше сожалели о распаде страны, чем молодые. Всё меньше молодых людей интересуется прошлым, в том числе советским, и для многих распад СССР — такая же седая история, как революция 1917 года. Соответственно, почти пятая часть россиян, в основном младше 25 лет, затрудняются давать какие-либо оценки ликвидации СССР. А более 10% респондентов в России вообще не знают о том, что почти тридцать лет назад распался СССР и образовалось Содружество Независимых Государств. В Белоруссии таких 9%, на Украине – больше 20%.

При этом мифы о теплом и благополучном советском прошлом удивительно легко ложатся в сознание молодежи.


В социологии даже появился такой термин: индекс ностальгии по СССР, измеряющий долю сопереживающих среди различных возрастных групп. Однако, по мнению многих исследователей, за три десятка лет время характер ностальгии сограждан претерпел изменения. В конце 90-х годов на первый план выходила грусть по политической и военной мощи сверхдержавы, а также относительному финансовому благополучию. Спустя десятилетия на первый план вышла горечь утраты по социальному благополучию и межличностным отношениям. Постепенно пресловутая тоска по погибшей державе сменяется тоской по смыслам (их так не хватает современной России). В наибольшей степени ностальгия касается периода брежневского застоя — времени, когда политические «заморозки» и усиление цензуры в сфере культуры сопровождались формированием современного городского потребительского общества. Как кажется современникам, именно тогда появилось пресловутое и субъективное ощущение стабильности — незыблемости устоев и общего порядка повседневной жизни.

В основе всего постсоветского мифотворчества лежит заблуждение о государстве всеобщего благосостояния и социальной солидарности, воплощенное в воспоминаниях о социальных гарантиях брежневской эпохи. В первую очередь речь идет о бесплатной медицине, образовании и жилье. В 2017 году состоялось масштабное исследование, по итогам которого Леонид Ильич Брежнев оказался на первой строчки рейтинга предпочтений россиян. 56% из опрошенных указало на Брежнева как на лидера, при котором в стране жилось лучше всего. И надо отметить, что с 1990 года доля людей, думающих аналогично, снизилась всего на 3 п. п. На втором месте с гигантским отставанием следует Ельцин (7%), а хуже всего жилось (по мнению респондентов) при Ленине, Сталине, Черненко, Андропове и Горбачеве.

Поскольку есть некая ностальгия, то ее вполне можно монетизировать. В современной культуре растут различные сетевые сообщества и онлайн-площадки, посвященные советской истории, а также развивается специфическая винтажная мода и целые направлении дизайна. Для примера: группы в «ВКонтакте» «СССР – вспомним лучшее» и «СССР. Вспомнить всё» набрали без малого по 800 тысяч подписчиков. Отцы-основатели в описаниях в группах цитируют что-то подобное:

«Эта группа для тех, кому есть, что вспомнить... Эта группа – ностальгия, дающая возможность увидеть всем желающим то, чем жили рожденные в СССР, что окружало их в детстве, юности... Как мало нам надо было для счастья!»

Напомним, что большая часть подписчиков родилась после 1991 года.

В приложении к дизайн-культуре стоит вспомнить внешний вид президентского лимузина «Аурус», в некоторых деталях перекликающийся со сталинским ЗИС-110.

В фантастической литературе родился целый «попаданческий» жанр. В незамысловатых сюжетах главные герои произведений волшебным образом попадают либо в эпоху Великой Отечественной войны, либо в период позднего СССР. И в том, и в другом случаях исторически осведомленные персонажи влияют на судьбы целых государств, а также спасают Советский Союз от распада.

При этом посткоммунистическая ностальгия не уникальна для России: теплые воспоминания о соцлагере нередки у жителей стран Центральной и Восточной Европы и, естественно, в государствах бывшего СССР. Во многих из них тоталитаризм до сих пор строится на фундаменте исторического наследия Советского Союза.

Поколение Z ностальгирует


«Пирожок – 5 копеек, лимонад – 10 копеек, пломбир – 15 копеек, и можно весь день гулять на улице».

Примерно такими теплыми воспоминаниями делятся родители представителей поколения Z, родившихся в начале 2000-х годов. Родители «зетов» в эпоху СССР были детьми и впитывали все самое лучшее, не замечая недостатков окружающей действительности. Мифическая справедливость, социальное равенство и стабильность кажутся типичными признаками строя, о котором родители детей Z бессознательно «помнят». При этом современных детей, пресыщенных потребительским образом жизни, прельщают в социализме именно эти мифические категории.

Современные исследования говорят о том, что поколение Z в целом активнее в общественном плане, чем его предшественники. Представители цифровой эпохи выходят на протесты и митинги, создают успешные каналы коммуникации, в которых обмениваются идеями и пропагандируют свои идеалы, участвуют в волонтерских движениях и тому подобных историях. Социологи и антропологи утверждают, что

«у нынешнего молодого поколения есть четкий запрос на социальную справедливость и желание жить в самостоятельной, великой стране, а это невозможно без солидарности поколений и отождествления сегодняшней России с Советским Союзом».

Немаловажный вклад в искаженное восприятие подрастающим поколением истории позднего СССР вносят современная культура и масс-медиа. К примеру, в кино превалирует так называемая позитивная ностальгия, транслирующая значимые для старшего поколения символы советской эпохи: песни, образы, герои, идейность, понимание того, что у общества есть определенная цель — строительство социализма. При этом негативная ностальгия, связанная в частности с жертвами сталинских репрессий, сознательно умалчивается или выносится за скобки художественных произведений.


Источник: ic.pics.livejournal.com

Однако когда поколение Z погружается в действительность Советского Союза, ситуация восторга сменяется другими эмоциями. Знаменитая загадка времен застоя и позднего СССР: «Длинная, зеленая, пахнет колбасой». Ответ: «Электричка». Этот эпизод советской жизни сбивает с ног молодежь, ассоциирующей прошлое совсем с другими понятиями. Привыкшие за любой потребностью обращаться в близлежащий супермаркет, «зеты» просто не понимают возможности существования тотального дефицита.

Или пример про коммунальные квартиры с одним туалетом на 20-30 человек. А ведь это сопровождало советских людей на протяжении нескольких поколений. В «доковидный» период молодые люди легко могли себе представить, а нередко даже запланировать зарубежное путешествие или отдых на Средиземном море. В истории Советского Союза подобное было сродни фантастике.

Такая негативная ностальгия совсем не по нраву потребительскому поколению Z, что и рождает у молодежи некую двойственность восприятия исторического наследия. С одной стороны, родители, бабушки и дедушки вспоминают только хорошее (наряду с кинокультурой), а с другой – подробное изучение вопроса открывает неприглядные моменты.

В современном обществе сложилась парадоксальная оценка социальных реалий Советского Союза. В большинстве своем молодые россияне оценивают ее положительно, но возвращаться туда не готовы. В новой России, оказывается, жизнь гораздо комфортнее, сытнее и безопаснее. И это становится одним из факторов, заставляющее поколению Z чуть тише кричать знаменитое «Перемен!»
Автор:
Евгений Федоров

Картина дня

наверх