На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анатолий Пестов
    Толстой как всегда на высоте!Пётр Толстой: нам...
  • Валентина Мироненко
    Мне все равно перед кем она извиняется ради очередного пиара. Пусть живёт себе в земле обетованной, но это не поможет...Это даже не дно.....
  • Валерий Мязин
    Всю эту нечисть уничтожить что бы и праха не осталось.Эти разожратые уроды совсем берега потеряли."Везут в СИЗО цел...

Уничтожение Дрездена, 1945 год

Дрезден. Слева - в феврале 1945 года. Справа - в феврале 2015 года.

***

Вторая мировая война оставила мировой истории множество прискорбных и ужасных страниц человеческой жестокости. Именно во время этой войны широкое распространение получила тактика ковровых бомбардировок городов.
 
Как говорит известная пословица, посеявший ветер – пожнет бурю. Именно это и произошло с гитлеровской Германией. Начав в 1937 году с бомбардировки испанской Герники легионом «Кондор», продолжив налетами на Варшаву, Лондон, Москву и Сталинград, с 1943 года Германия сама стала подвергаться воздушным ударам союзников, которые во много раз превышали по мощи налеты, совершаемые люфтваффе в начальный период войны. Так одним из символов трагедии немецкого народа стал налет союзнической авиации на крупный город Дрезден в феврале 1945 года, который привел к огромным разрушениям жилой инфраструктуры города и большим жертвам среди мирного населения. 

Даже после завершения войны на протяжении вот уже более чем 60 лет, в Европе раздаются призывы к тому, чтобы признать уничтожение древнего города Дрездена военным преступлением и геноцидом против его жителей. Многие в Европе и США придерживаются мнения о том, что бомбардировка немецких городов в заключительные месяцы войны уже не бала продиктована военной необходимостью и была излишней в военном плане. Признать бомбардировку Дрездена военным преступлением в настоящее время требуют лауреат Нобелевской премии по литературе немецкий писатель Гюнтер Грасс и бывший редактор английской газеты «The Times» Саймон Дженкинс. Поддерживает их и американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс, который считает, что бомбардировки последних месяцев войны проводились лишь с целью отработки молодыми пилотами методов бомбометания. 

Уничтожение Дрездена, 1945 год

Число жертв бомбардировки, которой город подвергся с 13 по 15 февраля 1945 года, оценивается в 25 000 – 30 000 человек, при этом многие из оценок перешагнули за отметку в 100 000.
 
Во время бомбардировки город был разрушен практически полностью. Площадь зоны сплошных разрушений в городе в 4 раза превысила площадь зоны полных разрушений в Нагасаки. После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет, остальные части были восстановлены раньше. При этом по сей день ведется восстановление ряда исторических зданий города, расположенных на площади Ноймаркт. 

Бомбардировка

До Второй мировой войны Дрезден признавался одним из самых красивейших городов Европы. Многие туристические путеводители называли его Флоренцией на Эльбе. Здесь находилось множество объектов, представляющих большое культурное значение: знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, оперный театр, который соперничал по акустике с театром Ла-Скала, дворцовый ансамбль Цвингер, множество церквей построенных в стиле барокко. К концу войны в город стекалось большое количество беженцев. Многие жители были уверены в том, что город не будет подвергаться бомбардировкам. Здесь не было крупных военных заводов. В Германии ходили слухи, что после войны именно Дрезден может стать новой столицей.

За все время войны союзники бомбили город лишь дважды, не воспринимая его как военную цель. Бомбы падали на город 7 октября 1944 года, когда около 30 «Летающих крепостей» B-17, которые не смогли отбомбиться по основной цели, нанесли удар по Дрездену, бывшему запасной целью полета. А также 16 января 1945 года, когда сортировочную железнодорожную станцию бомбили 133 «Либерейтора».

Трупы на улицах Дрездена

Противовоздушная оборона города была достаточно слабой, сигнал воздушной тревоги подавался всего за несколько минут до начала бомбардировки. Да и бомбить в городе было особо нечего. Здесь располагались 2 крупных табачных фабрики, которые производили значительную часть табачных изделий Германии, мыловаренный завод и ряд пивоварен. Присутствовал завод фирмы «Сименс» по выпуску противогазов, предприятие фирмы «Цейс», специализирующееся на оптике и несколько небольших предприятий по выпуску радиоэлектроники для нужд авиапромышленности. При этом все они находились на окраинах города, тогда как бомбардировке подвергся исторический центр. 

Перед войной в Дрездене насчитывалось около 650 000 жителей, к февралю в город прибыло еще, по меньшей мере, 200 000 беженцев, точное их количество невозможно подсчитать. К 1945 году англичане и американцы были уже большими специалистами по уничтожению немецких городов. Ими были разработаны специальные методики, которые повышали эффективность бомбардировок. Первая волна бомбардировщиков сбрасывала фугасные бомбы, которые должны были разрушить крыши домов, выбить окна, обнажить деревянные конструкции, вслед за этим вторая волна бомбардировщиков сбрасывала на город зажигательные бомбы. После этого на город вновь сбрасывались фугасные бомбы, которые должны были осложнить работу пожарных и спасательных служб.

Около 22 часов вечера 13 февраля жители окраин Дрездена услышали гул приближающихся самолетов. В 22 часа 13 минут на город были сброшены первые бомбы, город бомбила первая волна британских тяжелых бомбардировщиков – 244 «Ланкастера». В считанные минуты весь город был объят пламенем, которое было видно на удалении более чем в 150 км. Основной же удар по городу был нанесен между 1:23 и 1:53 ночи, когда город бомбило 515 британских тяжелых бомбардировщиков. После удара первой волны, ничего не препятствовало распространению пожаров в городе, фугасные бомбы второй волны лишь способствовали расширению зоны, охваченной огнем, и мешали пожарным командам. Всего в ночь с 13 на 14 февраля на город было сброшено около 1 500 тонн фугасных и 1 200 тонн зажигательных бомб. Общее количество зажигательных бомб, сброшенных на город, составило 650 000 штук.

Сложенные для сжигания тела жителей Дрездена
***
И это был не последний воздушный удар. Утром в воздух взлетело 311 американских бомбардировщиков B-17, которых сопровождали 72 истребителя P-51 «Мустанг», разделенных на 2 группы. Одна из них постоянно прикрывала бомбардировщики, а вторая после бомбового удара, должна была приступить к штурмовке целей по выбору пилотов. Бомбы посыпались на город в 12:12,бомбардировка длилась 11 минут, за это время на город было сброшено еще около 500 тонн фугасных и 300 тонн зажигательных бомб. После этого группа из 37 истребителей «Мустанг» приступила к штурмовке дорог ведущих из города, которые были забиты беженцами и мирными жителями. На следующий день город вновь бомбило 211 американских бомбардировщиков, сбросивших на город 465 тонн фугасных бомб. 

Один из летчиков королевских ВВС, участвовавший в налете, вспоминал: «Фантастически яркий свет становился тем ярче, чем ближе мы подходили к цели, на высоте примерно в 6 000 метров, можно было различить детали местности, которые раньше никогда не было видно; впервые за все время проведения операций мне стало жаль жителей, которые находились внизу». Другой участник бомбардировки штурман-бомбардир отмечал: «Когда я посмотрел вниз, я увидел широкую панораму города, который пылал от одного края до другого, видно было густой дым, который относило в сторону. Первой моей реакцией стала мысль о совпадении происходившей внизу бойни с евангелистскими проповедями, которые я слышал перед войной».

В результате бомбардировки Дрездена планировалось создать на его улицах огненный смерч и планы эти осуществились. Данный смерч возникает, когда разрозненные очаги пламени объединяются в один фантастический костер.
 
Воздух над ним прогревается, плотность его снижается, и он поднимается вверх. Температура в огненном смерче, охватившем город, достигала 1500 градусов. 


Историк из Англии Дэвид Ирвинг так описал огненный смерч, который возник в Дрездене.
 
Образовавший в результате бомбардировки огненный смерч, исходя из обследований, поглотил более 75% всей территории разрушений в городе. Сила его позволяла выдирать гигантские деревья с корнем, толпы пытавшихся спастись бегством людей подхватывались этим торнадо и швырялись прямо в огонь. Сорванные крыши зданий и мебель были выброшены в центр полыхающей исторической части города. Своего пика смерч достиг в трехчасовом промежутке между авианалетами, в том момент, когда укрывшиеся в подвалах и убежищах жители города, пытались бежать на его окраины. На улицах Дрездена плавился асфальт, а люди, падающие в него, сливались с дорожным покрытием. 

Железнодорожник, который укрывался недалеко от Почтовой площади, видел, как женщину с детской коляской протащило по улице и швырнуло в пламя. Другие жители города, которые пытались спастись бегством вдоль железнодорожной насыпи, которую не завалили обломки, видели, как железнодорожные вагоны на открытых участках путей простой сдувало бурей. 

Согласно отчету дрезденской полиции, который был составлен после налетов, в городе сгорело 12 тыс. зданий. Было уничтожено 3 театра, 5 консульств, 11 церквей, 60 часовен, 19 госпиталей и 19 почтамтов, 50 культурно-исторических зданий, 24 банка, 26 страховых компаний, 26 публичных домов, 31 гостиница, 31 торговая лавка, 39 школ, 63 административных зданий, 256 торговых залов, 640 складов, 6470 магазинов. Помимо этого огонь уничтожил зоосад, водопроводную станцию, железнодорожное депо, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж на Эльбе. 


Для чего это было нужно

Формально у союзников были основания для бомбардировки города.
 
США и Англией были согласованы с СССР бомбёжки Берлина и Лейпцига, о Дрездене речи не шло.
 
Но этот крупный 7-й по величине город Германии действительно был крупным транспортным центром. И союзники заявляли о том, что бомбили город с целью сделать невозможным движение транспорта в обход данных городов. По мнению американской стороны, бомбардировка Берлина, Лейпцига и Дрездена имела важное значение и способствовала выводу этих транспортных узлов из строя. Косвенно эффективность бомбардировок подтверждалась именно тем, что под Лейпцигом, в Торгау, 25 апреля встретились передовые части союзнических войск, разрезав Германию надвое. 

Однако даже меморандум, который был зачитан английским пилотам перед вылетом на бомбежку 13 февраля, открывал истинный смысл данной военной операции: Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам. В середине зимы, с потоками беженцев, направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов. В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС.

В феврале 1945 года Германия уже находилась на пороге катастрофы, отсрочить которую ничто не могло.
 
Задача разгрома Германии была полностью решена, западные союзники СССР смотрели в будущее, озабоченные своими послевоенными отношениями с Москвой. 


Перед Второй мировой войной СССР, по современной терминологии, все еще считался страной изгоем. СССР не пригласили в Мюнхен, где решалась судьба Чехословакии и, как оказалось потом, всей Европы. Не приглашали на Лондонскую и Вашингтонскую конференции. В то время Италия признавалась великой державой, а СССР – нет. Однако к 1945 году в мощи Советского Союза уже мало кто сомневался. И хотя СССР не обладал сильным морским флотом и не имел стратегической авиации, в наступательных способностях его танковых армий не сомневался никто. Им вполне по силам было выйти к Ла-Маншу, и остановить их вряд ли бы кто-то смог. 

Пламя от пожара в Дрездене было видно на удалении в 200 км. от города на советском участке фронта. В городе было уничтожено более половины жилых зданий, множество памятников архитектуры, при этом крупные сортировочные станции серьезных повреждений не получили, один из железнодорожных мостов через Эльбу оказался нетронутым, находившийся в окрестностях города военный аэродром также не получил повреждений. Великобритании и США необходимо было показать свою мощь, произвести на Сталина впечатление, именно поэтому для демонстрации был выбран практически не пострадавший от бомбардировок город. Жизни его жителей стали для англо-американских стратегов лишь разменной монетой в своей политической игре.
 
Дрезден. Хроника трагедии (Алексей Денисов)
 


Фильм Алексея Денисова посвящен событиям 13 февраля 1945 года - бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией во время Второй Мировой войны. Эта акция трактовалась союзниками как акт помощи советским войскам, наступающим с востока, якобы, в подтверждение ялтинских соглашений.
Осуществление варварской бомбардировки проходило в три захода силами почти в три тысячи самолетов. Ее результат - гибель более 135 тысяч человек и разрушение около 35 470 зданий.
Один из главных вопросов, на который пытались ответить авторы фильма, - действительно ли с советской стороны была такая просьба и почему по сей день бывшие союзники из Англии и Америки упорно стараются свалить вину за бессмысленную бомбардировку одного из красивейших городов Европы, к тому же не имеющего военного значения, на Россию.
В фильме принимают участие немецкие и российские историки, американские летчики и очевидцы этой трагедии.
***
 
 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх