ツElena ツ предлагает Вам запомнить сайт «☭КОМПАС»
Вы хотите запомнить сайт «☭КОМПАС»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Помним о прошлом, живём в настоящем,создаём будущее....

Прошу обратить внимание: материалы сайта  "КОМПАС"  рассчитаны на взрослую и вменяемую аудиторию.

Если читатель не может отнести себя к указанным категориям, то ему рекомендуется покинуть блог , очистить кэш браузера и журнал посещений, снести куки, сделать дефрагментацию диска и прочесть молитву очищения от ереси  и больше о нём не вспоминать)))

на сайте "КОМПАС" ЗАПРЕЩЕНЫ: МАТ, оскорбления, скабрёзные "картинки" , Caps Lock .За нарушение Правил сайта Администрация вправе удалять сообщения и блокировать аккаунты без предварительного уведомления. Спасибо за понимание! администрация

Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения.

Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Захар Прилепин. Надо быть как «передние князья».

развернуть

Захар Прилепин. Надо быть как «передние князья».

О Родине и государстве

«Надо отделять Родину от государства».

Эту идею сейчас очень часто повторяют, это такое общее место для наших квазилибералов.

Они себя так успокаивают, оправдывают, самоуважение повышают: «Родину я люблю, а государство любить не обязан».

Но для Гаврилы Державина, Александра Пушкина, Дениса Давыдова, Фёдора Глинки, Петра Чаадаева – для большинства русских писателей нашего «золотого века» – такой темы не существовало.

Обращение к русскому «золотому веку» и к его персонажам способно излечить нас от некоторых современных иллюзий, фобий и некоторых наших умственных заблуждений.

Потому что плюс-минус ситуация была примерно та же самая, геополитика та же самая.

Даже территории, за которые шёл спор, были те же: Западная Украина, Западная Белоруссия, Кавказ. Франция, Германия, чуть позже США – все они крутятся вокруг территории Российской империи.

Более того, и внутренняя политика была тоже зверовата – скрывать не станем. То декабристов сошлют, то палками солдат забьют. Ну и вообще к населению относились весьма скептически.

Но интеллектуальная элита «золотого века», прекрасно осознавая, что государство не идеально, тем не менее вставала на его защиту при любой внешней угрозе.

Да, очень жалко друзей-декабристов – одни из них в ссылке и на каторге, другие повешены. Но начинается война с Турцией, и Пушкин с Вяземским пишут Бенкендорфу – начальнику охранки – возьмите нас, пожалуйста, в действующую армию.

Представить нынешних либералов в этом качестве невозможно в принципе.

Дмитрий Быков мне говорил: «Да, мы с Акуниным не будем писать письмо Бенкендорфу».

Чем хвалишься?

О правильном круге

Часто говорят, что мы движемся по кругу.

Если по факту Россия имеет тысячелетнюю линейную историю и если эту тысячу лет мы ходим по кругу, то это какой-то правильный круг.

За это время исчезли даже не сотни – тысячи языков, десятки государств, сотни народов были просто в пыль стёрты, и их больше нет в природе.

На территории нынешней Германии жили до 25 славянских племён.

Их нет ни в каком виде.

А мы есть.

Значит, наш круг – правильный.

И его не стоит разрывать.

Д. С. Лихачёв – замечательный филолог – говорил, что в древнерусской литературе, которая, кстати, древнее немецкой и французской, так вот, в ней не было понятия «прогресс».

Было круговое движение. И если мы имеем такую традицию, которая устоялась тысячу лет назад, какой смысл её прерывать?

Чем дальше от Рождества Христова, тем ближе к аду. Так что вперёд идти не надо. Ходим по кругу, всё нормально. В вере в Бога нет прогресса. В рождении и воспитании детей нет прогресса. Ну, айфон, ну, телефон, ну, патефон… Это ничего не меняет в нашей сути. Мы такие же. Если всерьёз читать древнерусские тексты, в какой-то момент понимаешь, что это никакая не архаика. Там точно такие же женщины и мужчины, которым так же было больно, страшно. Они тоже не хотели умирать, тоже хотели заработать лишнюю копеечку. Это те же самые люди, что и мы, и мы воспроизводим ту же самую модель поведения.

Прогресса нет.

Просто надо, как в Древней Руси, «быть как передние князья».

Вспомним Д. С. Лихачева: «Летописцы говорили о «передних» князьях – о князьях далёкого прошлого. Прошлое было где-то впереди, в начале событий, ряд которых не соотносился с воспринимающим его субъектом.

«Задние» события были событиями настоящего или будущего.

«Заднее» – это наследство, остающееся от умершего, это то «последнее», что связывало его с нами. «Передняя слава» – это слава отдалённого прошлого, «первых» времен; «задняя же слава» – это слава последних деяний».

Поэтому нам не надо торопиться вставать в «строй цивилизованных государств».

Они сами уже встают за нами.

Очень многим в Европе понятно, что Россия через византийское наследство является правопреемницей традиционной Европы.

И в Германии, и во Франции, и в Италии я эти разговоры среди интеллигенции слышу в очень большом количестве.

Люди там всё больше и всё острее воспринимают этот факт и часто повторяют: «Вы там сидите тихонько, примороженные в своих снегах, вы делаете всё правильно, вы сохранили то, что мы уже растеряли».

Понимают, что они сейчас в положении хиппи, которые говорили: «Не ходите за нами, потому что мы уже заблудились».

Об ощущении преемственности истории

В трудную годину народу нужно прямое, чёткое, суровое религиозное слово. Историческая закономерность заключается в том, что в трудные для Отечества времена российская власть призывает на помощь в первую очередь тех, кого чаще всего обвиняют в ретроградстве.

И они в полной мере исполняют вверенное им.

Либеральный император Александр I в 1810 году наотрез отказался включать «ретрограда» адмирала Александра Шишкова в Государственный совет: «Я скорее соглашусь не царствовать».

Но уже в начале 1812 года, понимая, что война с Наполеоном неизбежна, назначает Шишкова государственным секретарём. И именно Шишков пишет ему все воззвания к народу, которые от имени государя императора читались в церквях, на площадях, которые помогали создать это колоссальное движение – ополчение, превратить войну 1812 года в народную, Отечественную. Что и спасло Россию.

Та же ситуация была и накануне Великой Отечественной войны.

Тогда И. В. Сталин, пораскинув мозгами, понял, что на всю эту большевистскую болтовню про интернационализм надежды никакой, что пора возвращать Суворова и Кутузова.

Надо отдать должное его чуйке.

В 1936–1938 годах на экраны страны прямо подряд начали выходить исторические фильмы. Причём, что интересно, выходит фильм «Щорс», и тут же – «Суворов». Выходит «Чапаев», и тут же – «Кутузов». Сталин успел – эти фильмы вернули народу ощущение преемственности истории.

Все 1990-е годы, когда шатали российскую государственность, у нас царствовал «коллективный Николай Карлович Сванидзе». А потом начинаются проблемы, скажем, с Сирией, Донбассом, и власти зовут не Сванидзе, а Александра Андреевича Проханова, Эдуарда Вениаминовича Лимонова, которых ранее почитали за диковатых маргиналов. И именно их люди слушают, от них слышат именно те слова, которые хотят услышать.

О молодёжной цивилизации

Парадокс в том, что в Москве, в Петербурге мы живём в цивилизации юношества и молодёжи.

В любую компанию заходишь – она вся заполнена молодыми людьми.

Исчезли пожилые работники культуры, журналисты, менеджеры, управленцы. Везде сидят 25–30-летние.

У нас молодёжная цивилизация, и все горизонты и вертикали открыты для этих молодых.

А они нам рассказывают, что у нас геронтофилия.

Фигня всё это.

«В России нет будущего».

Ну, езжайте в Германию и найдите там своё будущее.

Вроде век информации, открыт весь мир, мы все про всё знаем, и вдруг оказывается, что люди не знают элементарных вещей – мы там можем быть только официантами.

Вся Европа находится в состоянии преддепрессивном или в депрессивном. Почитайте их литературу, послушайте их музыку, их песни – о чём они поют.

Почему они поют, что у них всё плохо, тяжело, все умерли и будущего нет. Они что, про жизнь на Луне? Нет – про себя!

О «белом господине» и Октябрьской социалистической революции

Как бы мы к этому ни относились, на 1917 год идея социализма, коммунистическая идея была супермодерном. Это была идея, к которой ещё не успели привыкнуть в Европе, а мы – «отсталый русский народ» – её начали реализовывать. И весь мир смотрел на нас в полном изумлении.

Кто-то смотрел с возмущением, кто-то с восторгом. Но в любом случае всем противникам Октябрьской революции 1917 года надо отдавать себе отчёт вот в чем. Третий мир на начало XX века (а им была вся планета, кроме маленькой Европы и части Нового света) понимал, что он всю жизнь, всегда будет колонией и рабами, и это непреодолимо. Что они – люди второго и третьего сорта.

Вы на секунду представьте себе это: мощнейшие цивилизации – Индия, Китай, Азия – понимают, что это непреодолимо. Что белые со своими пушками придут и убьют их, потому что они – господа. Люди в принципе не понимают, какая это была печаль для сотен миллионов людей.

И вдруг в России – стране этого же третьего мира – появилась надежда на счастье, удачу, победу над «белым господином». Это была великая надежда человечества.

А вот к 1991 году мы пришли с архаичной уже идеей европейского благополучия, либерализма. Во многих странах революции уже прошли и обернулись неудачей, Пиночетом, греческими «чёрными полковниками». И мы стали наступать на азиатские и латиноамериканские грабли.

О драйверах

После слома 1991 года российский «имперский контур» наполняется надеждой. Это мысль не моя, кто-то из консервативных философов начала XX века сказал, что в России внутренняя политика строится внешней политикой, внешним движением, внешней экспансией.

Иногда Россия с этим не справляется, как в случае Русско-японской войны. Первая мировая нас добила. Но это исключение из правила, потому что, если брать эпоху любого нашего императора, то это, как правило, эпоха внешней экспансии, которая диктует внутренние запросы и внутренние заявки. Начинают строиться заводы, потому что не хватает пушек, танков, мастерства, – всего не хватает. Это диктует внутренние задачи.

Так у нас сложилось, может быть, ещё со времен Святослава. И это всегда было так. Поэтому я поддерживаю не всегда соразмерные возможностям внешние усилия России, потому что они ставят очень серьёзные внутренние задачи. Начинается запуск не только экономических процессов, но и наших метафизических ощущений: мы способны, мы – народ, не растерявший своей пассионарности.

О Русском мире

Русский мир возможен без Белоруссии и Украины. Но Русский мир – это не конструктор лего: вот так собрали, вот этак, а вот так разобрали. В нём есть логика. Нехорошо ссылаться на Господа Бога, но я думаю, что это, конечно, божественная логика. Это великая органика.

Дело же не в том, что Алексей Михайлович плохой и устроил Переяславскую раду. Не в том, что большевики уже в 1918 году неожиданно стали империалистами. Посмотрите отличие большевиков 1918 года от коммунистов 1991-го. Украина заключила с немцами договор о сотрудничестве. А большевики тут же расторгли Брестский мир, и тут же Ленин пишет в газете «Правда»: мы возьмём Киев. В 1918–1919 годах в них мгновенно проснулось имперское чувство: мы не отдадим вам Украину, потому что она нам самим нужна.

Это не потому, что Ленин был плохой, не потому, что Алексей Михайлович был плохой, не потому, что мы сейчас плохие. А потому, что в этом есть определенная и очевидная логика истории. Это великое цветение трёх братских славянских народов, породивших одну из сильнейших мировых цивилизаций. Есть экономическая логика, есть метафизическая логика, религиозная логика. Есть множество разнообразных логик, и все они работают. И работают лучше, чем скакание на Майдане с кастрюлями на головах. Это логика, которая работает на тысячелетия, и её так просто не перескачешь. Она даст о себе знать, она о себе заявит, она себя вернет.

Не перемракобесить

Я не думаю, что в нынешней ситуации будет работать какая-то одна идеологическая схема. Россия двинется ни коммунистическим, ни монархическим, ни, тем более, либерально-буржуазным путем. Думаю, что это будет какой-то, как сегодня говорят, «микс»: левая экономика, экспансивная внешняя политика, православие и чувство великой ответственности перед пространством России. Потому что само по себе российское пространство есть сверхидея, и его сохранение и развитие – сама по себе такая задача, которая должна нас сконцентрировать и держать в тонусе. И этот «микс» Россия вновь предложит миру.

Наша способность воспринимать и адаптировать любые тенденции – это очень хорошо. Нужно не перемракобесить. Сейчас это начинается: давайте фильм «Матильда» Алексея Учителя запретим до того, как мы его посмотрели, давайте запретим то и это… Не надо. У нас люди всё понимают. Давайте сохраним цветущую сложность, характерную для России. Не надо нас стричь.

К читателям

Россия – вечная, Россия – святая.

Всё у нас будет хорошо.

Не отчаивайтесь.

Мы живем в удивительное время, в насыщенное время, в удивительной стране.

Наши представления о том, что где-то лучше, чем у нас, по большей части иллюзорны.

Никто ни в какую Европу, ни в какой «белый мир» нас не возьмет.

Благой мир и собственную государственность мы сможем создать только на своей земле.

Чего я нам и желаю.


Источник →

Ключевые слова: мнение, Прилепин, Россия
Опубликовано 20.04.2017 в 08:24

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Ирина
Ирина 20 апреля, в 00:43 Спасибо за мысли, слова и дела! Присто молодец!!!!! Текст скрыт развернуть
7
Beefect Reemboltick
Beefect Reemboltick 20 апреля, в 02:11 конечно мой тёзка Сергей (Захар Прилепин) не прочтёт тут...
Ну тем ни менее - мысли вслух:
1)Византия.Осколок Римской Империи. Оттуда прибыло на Русь христианство. Но и оттуда же пришла "мода" на - травить. От яда померли княгиня Ольга жена прото-"рекетира" Игоря и Дмитрий Донской,который мог бы стать великим князем...Прогрессивным. И не "Мутным"...
2) Декабристы. Ммм...А подоплёка идей декабристов? А? Диктат.Директория. Робеспьерщина по-русски. Сколько отнюдь не бандитообразных французов уничтожила камарилья руководимая 3мя разно/психами ? Дивизию? Две? Станковый ножик оттяпавший голову и своему создателю - Гильётену прибыл бы и в Россию. Руководимую -группой "Кромвелей"...
3) Аугусто Пиночет. Сколько политобозревателей ТАСС накормил этот "реакционный" дядёк... Какие публикации: "Фашист.Кровавый диктатор." Ну да,скинул прогрессивного Сальвадора Альенде Гонсалеса. Ребята,а что вы знаете о нём,скинутом: И о "товарище Лучо" ?? Первый был стяжатель,не хуже экспрезидента Филиппин Фердинанда Маркоса(доказано)...досоциализил экономику Чили до положения "дай-дай". От СССР. Через порт Вальпараисо. Социалистическая Чили практически ни рожна не производила...Через океан -такой же социализм был в Конго с,Лораном КабИлой...Дай-дай...
А "Лучо" Корвалан был: Павел Судоплатов по чилийски. Ходил по распоряжению - стрелял со товарищи...по "враги/народа"
В Чили была демонстрация с кастрюлями: "Избавьте нас от Альенде - мы голодаем"... Так действительно,голодали...
Пиночет, вернул в Чили экономику. Возможность экспорта...Экономика была - аполитична
Пиночет убрал из власти образно говоря предтеч "Бени" Коломойского.
Такие вот пироги...
Текст скрыт развернуть
-1
Сергей Елсаков
Сергей Елсаков Beefect Reemboltick 20 апреля, в 17:17 Вы смешали все в кучу! Умно конечно, но где логика!? А, "Диктат.Директория,Робеспьерщина по-русски"-это про какой век!? Текст скрыт развернуть
0
Beefect Reemboltick
Beefect Reemboltick Сергей Елсаков 20 апреля, в 21:14 Кому ни влом - логику найдут,без труда... А насчёт какой век - Вы решили пошутить ?0о Восстание декабристов когда было ?.. Текст скрыт развернуть
0
Янина
Янина 20 апреля, в 09:49 СПАСИБО ЗА ОПТИМИЗМ. Текст скрыт развернуть
0
ирина грицук
ирина грицук 20 апреля, в 10:03 Захар как всегда, прав и доказателен. Люблю читать его тексты, потому что читаю и чувствую правоту его взглядов, и киваю головой в такт тексту и наполняюсь чувством незряшности нашего существования и пребывания на нашей земле. Да, всё будет хорошо . Так победим. Так сказал Захар, так поверили мы и так будет! Текст скрыт развернуть
4
Татьяна Пасечник
Татьяна Пасечник 20 апреля, в 10:56 Ну в основном я с автором согласна. Но, хочу уточнить. Государство , в первоначальном смысле, это такая структура, которая призвана управлять, защищать, направлять вверенный ему народ. И от исполнения этих функций зависит состояние вверенного ему общества, называемого народом. И государство несет ответственность за то, что оно делает. А народ, тем более в России, испокон веков сражался за Отечество, Родину, а не государство. Вот как-то так. Текст скрыт развернуть
1
vladimir Пустоходов
vladimir Пустоходов 20 апреля, в 12:01 Мне близки и понятны тревожные раздумья Захара Прилепина. Чтобы не вдаваться в подробности, приведу высказывания замечательной русской женщины Е.И. Рерих, давшей миру Учение Живой Этики:
21 февраля 1935 г.
Строительство в Новой России пойдёт новыми путями, и если оно далеко будет отстоять от современного разбойничьего уклада, то всё же жизнь пойдёт по новому руслу. Ведь переустройство Мира очевидно, и всюду в массах просыпается сознание человеческого достоинства, хотя часто ещё в безобразных и диких формах.
…новые основы человечности, честности и правильной оценки труда должны быть положены в основание государств. Так, люди, обладающие большим запасом психической энергии, истинно, будут считаться сокровищем государства.
30 марта 1935 г.
…обретём наше мужество, национальное достоинство и любовь к Родине и отвергнем гнуснейший и невежественнейший обычай, внедрённый в нас врагами Родины нашей, – обычай умалять, отвергать и очернять и всячески поносить своё родное. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Поймём, что не массы слагают великую историю и славу страны и нации, но её великие люди. Ибо великие возможности приходят с великими людьми.
5 сентября 1935 г.
Для огромного большинства иностранцев Россия была и есть страна варварства, всякого произвола и насилия и глубокого невежества. В понимании лучших бывшая Россия недалеко ушла от времён Иоанна Грозного. Цивилизация вытеснила понятие Культуры, и многие не понимают, что можно быть цивилизованным дикарём. Упускается из виду, что наслоения Культуры накапливаются веками, но цивилизация может быть создана в одно десятилетие.
Я люблю мою страну и никогда не забываю, что поверх всех Россий есть одна великая Россия будущего и Учение Живой Этики даётся именно для Новой Страны и для будущего поколения.
5 июля 1941 г.
Я знаю о конечной победе моей страны, но знаю и те трудности, которые придётся ей ещё перенести. Если собрать все пророчества наших старцев, сделанные в прошлом и настоящем столетии, то все они дружно указывают на великую войну, на «великую Гобь погребальную», после которой воссияет «Чертог небывалый». И пророчество о гибели Хитлера, после того как он бросится на Россию, должно исполниться.
3 января 1943 г.
Час трудный – мерило истинной ценности [народа]. Геройство и жертвенность русского народа ещё раз показали миру, что наша страна всегда является спасительницей и победительницей в мировых столкновениях. Наполеонам не ходить на Россию. Верим в великое будущее нашей страны.
Текст скрыт развернуть
5
раиса кадетова
раиса кадетова 20 апреля, в 12:19 Спасибо,Захар,за умную,своевременную статью! Текст скрыт развернуть
0
Галина Лисина
Галина Лисина 20 апреля, в 12:52 Благодарю, Захар! Сейчас твоё понимание России необходимо многим россиянам как поддержка и опора! Текст скрыт развернуть
2
Сергей Елсаков
Сергей Елсаков 20 апреля, в 17:10 Спасибо, Захар!!! Молодец!!! Текст скрыт развернуть
0
О.Землякова
О.Землякова 21 апреля, в 07:10 Вы озвучили наши мысли тоже,все очень правильно написал,Захар,спасибо. Текст скрыт развернуть
0
Александр Рябов
Александр Рябов 21 апреля, в 23:10 Последние 2-3 года отмечаю,что Захар Прилепин очень точно, образно и емко, на хорошем русском языке выражает мысли, суждения и желания очень большого числа граждан России !!! Текст скрыт развернуть
2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 13

Самые интересные темы 2017 года !
Глас вопиющего поэта…Резник довёл свидомых до истерики!
25 фев, 04:35
+990 266
Понять и простить или враги навсегда...
18 янв, 11:41
+829 681
Из московских разговоров.
11 апр, 12:05
+807 947
«Мы были вашими гражданами?».... Крымчанка ответила всем украинцам!
23 апр, 15:21
+723 156
Леонид Агутин резко ответил околополитическим проституткам, льющим грязь на праздник Великой Победы!
11 май, 13:16
+717 168
А вот касаемо Украины ...
11 янв, 10:07
+665 383
Несколько неудобных вопросов украинцам.
16 июн, 10:40
+663 126
Гомосексуализм с точки зрения науки.
25 июн, 22:14
+636 250
Подвиг казанского капитана в Сирии: «Марат Ахметшин остался один против 200 игиловцев и дал бой.
14 янв, 05:07
+614 183
Виталий Чуркин: Чисто американское убийство.
23 фев, 21:41
+604 377

Уважаемые читатели сайта "КОМПАС"!

Просьба уважать других участников сайта и УК РФ!

Комментарии, оскорбляющие других людей, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут.

Просьба не использовать БОЛЬШИЕ БУКВЫ ПРИ НАПИСАНИИ КОММЕНТАРИЕВ (Т.Е. ОТКЛЮЧИТЬ Caps Lock)

Надеемся на понимание и конструктивную дискуссию. 

Администрация сайта

ОПРОС!


Нравится ли Вам обсуждать материалы,публикуемые на сайте "КОМПАС"?

Последние комментарии