На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эдуард Рыбаков
    На х.. С пляжа весь сброд! Помню привезли с деревни в город по русски вообще не знал, хотели в спецшколу отправить, н...Не принимать дете...
  • Svetlana Yamashkina
    у мигрантов и их детей НЕТ и не может быть равных прав с гражданами России. Подобная ситуация напрямую нарушает права...Не принимать дете...
  • Игорь Михайлович
    вот это открытие! и как только додумались-то до такого! а если серьёзно, то всё это было уже. лет 10 назад. в той же ...Пока не решится п...

Экономика привидений – или зачем вам новый айфон, если старый не хуже?

В эти дни мы являемся свидетелями очередной эпической битвы за выживание. Компания «Эппл», запускающая очередного айфон, из всех своих орудий убеждает человечество, что он нужен ему позарез.

Последним хитрым ходом стало публичное заявление Эппла, что компания «попросила розничных продавцов не подталкивать покупателей к приобретению нового айфона, ведь не все смогут его себе позволить». Дескать 1150 долларов (80 тысяч рублей) – это для многих многовато, для них хватит и пятидесяти тысяч за предыдущую модель. «Наш внутренний принцип гласит: «Айфон для каждого»», – говорит Эппл.

Как манифест гуманизма это, конечно, бессмысленно (телефоны Эппла всегда стоили больше, чем средний представитель человечества мог себе позволить, не залезая в долги). Это был, конечно, залп по целевой аудитории (с целью ещё раз напомнить ей, что она – род избранных). Сработает ли – пока не ясно, но дело не в этом. А в самом признании, пусть и завуалированном – что продаваемые девайсы есть в первую очередь бренд (айфон для каждого) и только во вторую – какие-то там технические подробности.

Руководство фирмы можно понять. С момента пришествия айфона в мир пошёл уже второй десяток лет, и невозможно рассказывать, что совершена очередная революция – при том, что всё плоское и прямоугольное (включая копеечные клоны) сейчас так же звонит, снимает и гуглит. Или даже может не хуже айфона опознать вас в лицо.

Поэтому создатели айфонов бьются не за какие-то революционные функции. А за то, чтобы выдаваемые ими плоские прямоугольники не рухнули из нынешнего своего статуса «штуки-ради-которой-стоит-взять-кредит» в мир обычных товаров.

Эту мысль необходимо пояснить. Условные «айфоны» сегодня – лишь в последнюю очередь изделие, а в первую – разновидность финансового инструмента. Облигации, грубо говоря. У них есть главный признак ценной бумаги: в основе их цены лежит человеческая вера в прибыль.

В чём-то айфоны даже круче обычных облигаций – ведь их покупатели в курсе, что через год айфон не подорожает, а очень даже наоборот, и что сдать его обратно в Эппл не получится.

Однако это именно облигация, а не вариант старой доброй Разрекламированной Новинки, разоблачаемой философами-леваками, и стендап-сатириками примерно с 1960-х.

Потому что хотя пожиратели Разрекламированных Новинок былых лет уже увязывали их с социальным статусом – они всё же считали статус следствием практических качеств товаров. Они ещё искренне верили, что новый пылесос всосёт лучше, что их бельё белее, чем у других, их новые колонки дают пречистый звук, а новый телевизор убедительнее показывает.

Сегодняшние же девайсы-облигации приобретаются не ради каких-то, пусть даже воображаемых, практических преимуществ. А с видом на косвенную прибыль от публичного ими обладания.

Предполагается, что проценты по девайс-облигациям их держателям выплатит общество.

С айфоном начальство не запишет его обладателя в пассивные аутсайдеры среди амбициозных ровесников. Барышню с айфоном не будут пытаться отвести на свидание в какую-нибудь забегаловку, а пригласят по меньшей мере в крафтовую пивную. И так далее.

Иными словами – пресловутая «ежегодная тысячедолларовая дань» есть в представлении целевой аудитории выплата по страховке от самого страшного: внешней недооценки.

Но вот в чём вся штука. Любой финансовый инструмент, повторим, в конечном счёте держится на вере. При этом для того, чтобы рухнула Луизианская компания – нужно было, чтобы французы XVIII века разуверились в существовании цветущей Луизианы, откуда добрые туземцы гонят за копейки потрясающие товары. А чтобы рухнула вера в девайс-облигацию – достаточно просочившегося через эппловские заглушки в социальные медиа общего мнения, что «айфон уже не торт» и не несёт в себе качеств социального оберега.

И в этом случае его может постигнуть та же судьба, что и последние взбрыки массового приобретения: «покемон-гоу» начала 2016-го или спиннеры конца 2016 – начала 2017-го. Сегодня уже трудно поверить, что люди платили по 800 рублей за вращающийся подшипник – хотя ведь платили же! Просто была вдруг утрачена вера, что они того стоят.

Точно так же спустя пару лет люди, возможно, будут пожимать плечами, вспоминая, как встарь платили за некий специальный смартфон цену шести-семи аналогов.

И вот тут мы подходим к вопросу о том, какой вообще процент иррационального в своём экономическом поведении может себе позволить человечество.

Вопрос сегодня крайне актуален – потому что подобные «спиннеры» в последнее время стали если не слишком многочисленны, то по меньшей мере слишком заметны. И к ним относятся, кстати, не только практически все «луизианские компании» эпического Илона Маска, и не только поучительный случай медицинского супергиганта Theranos «Джобса в юбке» Элизабет Холмс. Но и вообще самые громкие бренды «новой экономики» – от Uber до биткойнов. (Собственно, главная черта «новой экономики» именно в том, что в ней всё меньше экономики и всё больше финансов. Ну или, как принято писать, «всё больше неосязаемых активов»).

Да, все эти крутые сущности, конечно, окружены гигантским количеством цифр, расчётов, отчетов, финансовой аналитики и прочей прогнозистики. Но в основе их лежит, как и положено в мире финансов, обычная человеческая вера. И её всё больше.

В связи с чем стоит вспомнить, что супергигант Enron в течение шести лет подряд признавался не только самой инновационной компанией Соединённых Штатов, но и был одной из самых крупных мировых компаний. А потом, шестнадцать лет назад – вдруг лопнул и оказался совершенно пуст внутри.

Ну так вот. Сегодняшний зашкаливающий удельный вес веры в экономике не может не настораживать. Потому что его увеличение говорит об уменьшении в ней «осязаемости».

А если реальность перестаёт быть осязаемой и становится нематериальной – то сюрпризы от неё гарантированы.

Виктор Мараховский

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх