На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда
    Оказывается бабалка еще и сестра ахеджакнутой секретутки Верочки, та тоже любит извиняться перед всякими преступникам...Это даже не дно.....
  • Grandad
    А этого в советники Президента?Не принимать дете...
  • Валентина Архипова
    а ведь народ не один год говорит о необходимости прекратить ввоз мигрантов. Да как  с гуся вода - еще больше завозят ..."Везут в СИЗО цел...

Учиться рад – распределяться тошно. Зачем тратиться на не нужных нам спецов.

Депутат Госдумы Сергей Вострецов подготовил поправки в Закон об образовании, обязывающие выпускников бюджетных отделений вузов работать по распределению.

Дело это не новое: ещё в 2012 году была такая инициатива. Началась она почти случайно: во время визита Медведева в Мурманск сотрудники ОАО "Апатит" пожаловались на нехватку врачей – и тогдашний президент Медведев предложил заключать со студентами-бюджетниками договора об отработке по профессии.

Но тогдашний депутат Госдумы Владимир Бурматов заявил, что нет предпосылок к возврату существовавшей в СССР системы обязательного распределения молодых специалистов после ВУЗов: "Мы живем в другой стране с другими экономическими потребностями". Но с какими?

Тема распределения выпускников ВУЗов эпизодически возникает – и глохнет. Почему? Да потому что в нынешних условиях распределение неосуществимо. Оно – атрибут плановой экономики. Её неотделимая часть. И начинать надо с плановой экономики, а не с распределения. Говорить сегодня о распределении – это рассуждать о цвете обоев, когда у дома нет фундамента и стен.

Прежде чем что-либо распределять, надо сначала это произвести. В нашем случае подготовить специалистов нужного профиля. А чтобы их подготовить в должном количестве и надлежащего качества – нужно знать, сколько их потребуется, каких и какого уровня квалификации. А для этого нужно знать, что мы собираемся делать – сегодня, завтра, через десять лет. Именно для этого нужно иметь народнохозяйственный план.

Подготовка специалиста – процесс долгий: квалифицированный рабочий – два года, техник – три, инженер – целых пять. Значит, и горизонт планирования должен быть соответствующим. Планировщик должен представлять себе хотя бы в общих чертах, какие работники потребуются через три, пять, десять и даже, страх сказать, через двадцать лет.

Работник с его знаниями, умениями и навыками – инструмент, как бы цинично это ни звучало. Определить, какой нужен инструмент, можно, только зная, что мы собираемся изготовлять. А что мы, в самом деле, делать-то собираемся? Этого сейчас не знает никто. Сочиняются разного рода концепции и программы, но все они – просто благие пожелания, а не планы.

Что такое план? Это цель, ресурсы, ответственные, увязка с другими планами. Если всё это определено – значит, план. Если нет – маниловщина.

Более-менее уже сегодня можно распределить врачей-учителей. Но и это непросто: пока не понятно, будет наш народ стекаться в несколько гигантских агломераций или жить в небольших поселениях. А от этого зависит, где и какие должны быть школы и поликлиники. К тому же врачам-учителям нужно не только рабочее место – но и квартира, какая-то социальная инфраструктура. Иначе – сбегут, и ищи их свищи.

В проекте депутата Вострецова есть верная вещь: распределение лет на пять. Именно за этот срок человек может укорениться и стать подлинным специалистом – после ВУЗа он всего лишь заготовка для будущего специалиста.

Ну, хорошо, врачей и учителей так-сяк пристроим, а другие? Нужны нам или нет инженеры и техники? Какие и сколько? На этот вопрос может ответить только народнохозяйственный план. Которого как не было, так и нет. И скоро вымрут люди, которые что-то в этом понимали.

Поедут ли сегодня молодые люди в глушь на работу, как некогда их деды и прадеды? За хорошие деньги, да на интересное дело, да за перспективой карьерного роста – мне кажется, поедут. Молодым хочется настоящего дела, им надоело пустопорожнее прозябание. Но в любом случае им нужно жильё.

И ещё такой вопрос возникает: если государственного спроса на специалиста такого-то профиля сегодня нет – надо ли отменять бюджетные места по этому профилю? Логически рассуждая, вроде бы так. Но тогда надо немедленно прекратить готовить за казённый счёт юристов, экономистов, лингвистов, журналистов, которых сейчас и так переизбыток.

Кое-что в этом направлении сделано: в МГУ есть несколько факультетов, где бесплатного обучения нет вообще: иностранные языки, телевидение, глобальная политика. И такой подход кажется мне разумным: государство должно платить лишь за то, в чём сейчас и на перспективу заинтересовано. Но всё это полумеры: в основе всех решений должен лежать план – а его-то и нет, и подступиться к нему вся королевская рать во главе с Путиным боится.

Так что начинать надо с плана. А уж он уточнит все детали по распределению молодых специалистов, на которых затрачены большие государственные деньги – но без малейшей пользы нашей нынешней экономике и производству.

Татьяна Воеводина

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх