На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • Иосиф Калинин
    Пожалуй, Вы правы.  Еще когда только началась СВО, я, в одном из комментариев, писал, что наши главные проблемы будут...Пока не решится п...
  • Irina Pchibyla
    Не понимаю почему мы топчемся на месте .... Почему  до сих пор эти твари отправляют нам жизнь  ?!?!?Пока не решится п...
  • nika_shatilova
    Можно. Старше 14 и по короткому графику. В свободное от учебы время . Здесь возможно на время концертов .Герои иногда быва...

Выборы, на которых победили все главные партии России. Но не сама Россия.

9 сентября в России прошли масштабные региональные выборы.

Разыгрывалось, так сказать, свыше 4000 путевок в счастливую депутатскую, мэрскую и губернаторскую жизнь.

К этим выборам было приковано особое внимание.

Главным образом потому что внутриполитическая ситуация этим летом серьезно изменилась.

Действия правительства при поддержке правящей партии нарушили спокойное течение жизни.

Протестные настроения, которые долгое время оставались прерогативой узких и маргинальных групп, охватили самые широкие слои общества.

Даже среди четырех системных парламентских партий произошел знаковый раскол: во время голосования по повышению пенсионного возраста «за» высказалась только фракция Единая Россия, а остальные были против.

Оставалось выяснить, насколько недовольство общества повлияет на его политическое поведение.

Оппозиция предложила превратить выборы 9 сентября в своеобразный референдум о пенсионной реформе.

Соответственно для партии власти было принципиально важно доказать, что в раскладе сил ничего не изменилось, что при всем недовольстве люди по-прежнему поддерживают власть и голосуют за нее.

По итогам выборов выступили лидеры всех четырех системных партий – и все отчитались о своей победе. Самое смешное – это тот редкий случай, когда никто из них не солгал. Можно сказать, что на этот раз победила дружба.

Как это выглядит в реальности.

Взять, допустим, выборы в парламент Ивановской области. С формальной точки зрения там победу одержала ЕР. Как у партии было большинство в парламенте, так и осталось. То есть в сухих строчках новостей Ивановская область будет регионом, где вроде бы ничего не произошло.

На деле же все совсем иначе. В парламенте Ивановской области 26 мест.

До 9 сентября 23 места занимали единороссы, 2 места было у коммунистов и еще одно у ЛДПР.

А после выборов ЕР потеряла целых 8 мест.

Число коммунистов выросло до семи, добавился еще один жириновец, и впервые в парламент вошли два представителя Справедливой России. Как видим, картина поменялась кардинально.

Хотя у власти по-прежнему 15 мест против 11 у объединенной оппозиции.

Согласитесь, работать в парламенте, где у вас подавляющее большинство, а двух-трех оппозиционеров можно зашикать и затопать, совершенно не то, что работать в парламенте, в котором у вас чуть больше половины мест. Вдобавок можно отметить, что по партийным спискам ЕР хотя и выиграла, но заработала столько же мест в парламенте, что и коммунисты. Выручили же единороссов одномандатники.

Схожую картину можно наблюдать и во многих других местах. Если мы говорим о голосовании 9 сентября как о голосовании протестном, то оно вполне состоялось. В этом случае надо смотреть даже не на результаты оппозиционных партий, а сравнивать итоги выборов для ЕР с предыдущими. И здесь мы увидим, что в подавляющем большинстве случаев партия власти потеряла места в заксобраниях – где-то больше, где-то меньше.

В ряде же мест ЕР потерпела поражение даже с формальной точки зрения. Натуральный разгром в Ульяновске, утрата большинства в Иркутске и т.д. Подробно с цифрами будут разбираться специалисты, нам же важны тенденции. И в этих тенденциях нет ничего хорошего ни для ЕР, ни для системы власти в целом.

Но и для оппозиции ситуацию нельзя назвать особо положительной.

Практически везде, особенно в крупных мегаполисах, явку можно назвать удручающе низкой. Это уже и не 30%, а 20%.

Раньше считалось, что низкая явка помогает власти удерживать позиции. Поэтому кстати все эксперты-лоялисты в голос утверждают, что никто на этот раз явку специально не «сушил». Но здесь каждый может сам сверить эти утверждения с собственными ощущениями. Во многих случаях кампании проходили так тихо и незаметно, что люди на местах даже и не знали о каких-то выборах. Но даже при низкой явке оппозиция начала побеждать (тот же Иркутск).

Вместе с тем никакого обвала ЕР, на который рассчитывали радикальные оппозиционеры, не наблюдалось. Этот факт вызвал очередной гнев в адрес «не такого народа». Еще совсем недавно плохой народ бичевала власть. Людей обвиняли в инфантилизме, лени, плохой спортивной форме, в несознательности. В том, что государство их разбаловало. Теперь эта риторика плавно перекочевала к оппозиции. Народ плох, потому что не пошел массово на выборы, не прокатил партию власти, потому что он инфантильный, не имеет чувства собственного достоинства, не вытравишь рабскую психологию у этого стада…

Интересно, что как представители власти не соотносят себя с собственным народом, так и представители оппозиции этого не делают. В данном случае удивляться низкой явке не приходится. Кто бы объяснил людям, которые уже привыкли выслушивать потоки брани в свой адрес от самых разных политических сил, зачем им куда-то идти хорошим воскресным днем, чтобы поменять шило на мыло…

На деле, поведение наших избирателей при всех последних негативных эмоциях вполне рационально. Люди понимают, что никакие результаты местных выборов не способны переломить негативные тенденции экономического курса страны. Все плохое происходит на федеральном уровне, а на местах ничего не решается. Никто не хочет превращать местные парламенты в бесконечную политическую бойню.

Единой России поставили на вид, но и только. Показательными здесь будут выборы в Госдуму 2021 года.

Это же касается и губернаторов.

Во-первых, все понимают, что любого выбранного губернатора легко снять в связи с утратой доверия. Во-вторых – то, что губернатор напрямую зависит от центра. Особенно это касается дотационных регионов, которых у нас большинство. Так что губернатор-фрондер или скоро слетит, или же не получит необходимых траншей из центра, и население лишится необходимой инфраструктуры, не будут построены мосты, школы, больницы. А ситуация в целом никак не изменится. Зачем же люди будут голосовать против своих собственных интересов?

И голосуют только против тех губернаторов, которые совсем уж довели население до ручки.

Четыре случая выхода выборов во второй тур, пожалуй, самый тревожный сигнал для власти.

Еще один момент можно отметить, если связывать прошедшие выборы с пенсионной реформой.

При 30% тех, кто пришел на выборы и 30% полученных Единой Россией видно, что за партию власти проголосовало всего лишь 10% от общего числа избирателей.

Это соответствует всем социологическим опросам.

Как раз 10% населения у нас поддерживает пенсионную реформу. Можно предположить, что на этот раз лоялисты были гораздо лучше отмобилизованы, чем все остальные.

Поэтому вряд ли стоит говорить о каких-то масштабных фальсификациях.

Наверное, кто-то кое-где у нас порой в отдельных республиках и регионах честно жить не хочет. Но в целом результаты выборов вместе с явкой верно отражают политическую картину дня.

Другое дело – чисто психологические вещи. Каждый человек общается с близкими ему по духу. Условно говоря, либерал с либералами, а коммунист с коммунистами. Если раньше фраза «я не знаю никого, кто голосовал за ЕР, а она выиграла» была маркером западника, то теперь такое мнение проникнет во все общество. Потому что при низкой явке абсолютное число голосов, отданное за единороссов, не очень велико. Власть потратила много времени и усилий, чтобы убедить общество в честности и прозрачности выборов.

Теперь эти усилия пойдут прахом. Доверие завоевывают долго, а недоверие вспыхивает и распространяется как пожар.

Отдельно надо отметить сложившийся принцип взаимодействия между системными партиями.

Казалось бы, действуя на протестной повестке, оппозиционные партии должны договариваться между собой. Где-то идут коммунисты, где-то эсеры, а где-то ЛДПР. Не распыляя, иными словами, голоса. Потому что это один из типичных политтехнологических приемов властей. Вместо этого наиболее сильные кандидаты от оппозиции предпочитали договариваться с партией власти. Часто там, где по кругу избирался коммунист, не было представителя ЕР, и наоборот. На выборах губернаторов Новосибирской области и в Красноярском крае коммунисты особо и не скрывали, что договорились с властью и своих кандидатов не выставляют.

И какое может быть после этого отношение к ним у избирателей? Сначала вы публично называете пенсионную реформу людоедской, а правительство антинародным. А потом идете и договариваетесь с людоедами о распределении теплых мест. Вы уж или риторику умерьте, или в сговор не вступайте.

В целом же итоги выборов таковы. Народ пока безмолвствует, и это не очень хороший признак. А дальнейшее зависит от партии власти. Проблема ее в том, что вернуть широкую народную поддержку ей более невозможно. Если она пойдет по пути активной телевизионной самопропаганды и применения политических технологий (к примеру, возврат практики избирательных блоков), то нашу политическую систему в будущем не ждет ничего хорошего. Настроения общества будут взламывать политическую систему, как ростки пробивают асфальт.

Что же может сделать партия власти, чтобы события не выходили из-под контроля?

Единственное: отказаться быть партией власти. Сдвинуться вправо.

Уж если вы поддерживаете экономический курс Кудрина-Силуанова, то вам прямая дорога в ту часть политического спектра, где когда-то действовала СПС.

Тогда обществу потребуется некая новая сила в центре.

Пока ее нет, может резко вырасти удельный вес КПРФ.

Да, это будет возвращение назад, и надо будет договариваться в парламенте с другими партиями, а не тупо гнуть свою линию и штамповать законы.

Но это по крайней мере лучше, чем возможная нарастающая турбулентность.

Многие понимают, что демократия – подвид иллюзии.

Однако, чтобы шоу продолжалось, эту иллюзию желательно сохранять.

Депутаты должны представлять избирателя, отстаивать его интересы перед правительством.

А не быть частью исполнительной власти и не кататься по своим округам с тем, чтобы растолковывать решения правительства избирателю.

Иными словами, ЕР должна бы сама пересмотреть свое место в действующей вертикали и вернуться из состояния принтера к состоянию обычной партии.

К сожалению только, надежд на это все меньше и меньше.

Ольга Туханина

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх