На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

☭КОМПАС

51 416 подписчиков

Свежие комментарии

  • зинаида кудряшова
    Сливают Шойгу,.Пригожин был правНеприкасаемых бол...
  • Елена Бреслова
    дай-то Бог! пусть познает все "прелести" и кончит жизнь в парашеОтец мигранта-мил...
  • Елена Бреслова
    а те, кто удрал?! чубайс, кудрин и прочие?! а друганы Путина Сечин, Потанин и пр?! а Володин, Голикова, Матвиенко(эту...Неприкасаемых бол...

Русская Православная Церковь и Победа.

Русская Православная Церковь и Победа.

Прежде всего, хочу сделать здесь небольшое "лирическое отступление".

Я пишу эту статью с большой неохотой. Потому что - не время сейчас для таких статей.

Не хочу быть неправильно понятым, но рискну сказать следующее:

Я достаточно образован, обладаю достаточной фактологической базой и достаточно хорошо владею русским языком для того, чтобы при желании написать оглушительно разгромную статью на данную тему. Точно так же, как, наверное, был бы способен написать предельно жёсткую статью о громадных просчётах нашей гражданской власти.

Я умышленно ничего не пишу на эти темы! Причина проста:

Мы живём в очень сложное время. Страна, как никогда прежде, нуждается в единении и консолидации усилий по преодолению внешнего давления.

И в этом смысле выступать резко против Церкви или против власти означало бы - вносить смуту и раскол в сознание людей, выступать на стороне наших врагов. Поэтому я не пишу такие материалы. Они ждут лучших времён и, надеюсь, дождутся когда-нибудь.

Единственной причиной, послужившей импульсом для данного материала, стала предельно недопустимая статья о якобы преобладающей роли Православия и Церкви в достижении Победы над фашизмом в годы Великой войны 1941-1945 г.г.

Статья, написанная уважаемой Прихожанкой, недопустима не только потому, что она искажает реальную картину тех лет, но ещё и потому, что она умалчивает о многом, о чём следовало бы говорить в такой теме.

Попробую осторожно восполнить эти пробелы здесь. Искренне надеюсь на то, что верующие люди правильно поймут основную идею этой работы. Никакого желания обидеть верующих здесь нет и не будет.

Для верующего человека его святыни неприкосновенны. И это понятно. Так и должно быть.

Однако, верить можно не только в Бога.

Верить можно и во вполне земные, осязаемые ценности: в добро, историческую справедливость, человеческий ум и его возможности. И для такого верующего, каким является автор этих строк, оскорбление его символов веры не менее грубо и болезненно, чем бестактная антицерковная писанина, задевающая религиозные чувства православного прихожанина.

Одним из таких символов веры для нас - атеистов - является тезис об общенародном характере Отечественной войны и об общенародных корнях Великой Победы.

На фронтах войны умирали все: верующие и не верующие, русские и нерусские, молодые и старые. И победили тоже все! Те, кто уцелел.

У меня нет никакого желания спорить с очевидным!

Да, среди многих миллионов советских солдат, офицеров или ополченцев были те, кто считал себя глубоко верующим человеком!

И наверняка были служители Церкви, искренне молившиеся о Победе над врагом.

Но были и другие.

Например, такие священники, как экзарх Литвы, Латвии и Эстонии митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский), 

ставший позднее митрополитом Сергием, и его окружение - протоиерей Василий (Виноградов), епископ Даниил, архимандрит Филипп (Морозов) и протоиерей Голод.

Эта миссия находилась все годы войны в оккупированной немцами Прибалтике, точнее - в Риге. Аппарат включал в себя:

1. Митрополит Сергий.

2. Секретарь Николай Виглайс.

Трое в Плескау - так немцы Псков называли:

1. Руководитель миссионерского управления Кирилл Зайц.

2. Писарь Георг Бенигсен.

3. Казначей Виктор Караваев.

Сам Сергий был неоднократно обласкан высшими чинами германского командования, включая гиммлера и розенберга. Его отношения с германскими властями были настолько хорошими, что штаб полиции безопасности и СД издал специальный информационный бюллетень №10 - "О положении церкви в областях южнее Ленинграда" и по инициативе Сергия разрешил специальную миссию.

Эта миссия действовала на территории нынешних Ленинградский, Новгородской, Псковской областей.

Общая численность прихожан, посещавших церковь на этих территориях - 2 миллиона человек. Это не миссия - это люди, которые ходили в храмы в условиях оккупации.

Сама миссия состояла из 14 (четырнадцати) священников.

Ежемесячно эта миссия собирала около 1800 рейхсмарок в месяц на сентябрь 1942 года. Именно рейхсмарок, а не оккупационных.

Много это или мало? Официальный курс рейхсмарки на оккупированной территории составлял 1:10. То есть это 18.000 советских рублей.

При этом миссия была не немецкой инициативой, а инициативой митрополита Сергия из Литвы. Всего год прошел со времени присоединения прибалтийских лимитрофов. Митрополит Сергий попросил разрешения у немцев отправить в северо-западные области РСФСР - миссионеров, которые будут нести религию в массы. Разрешили. 14 человек разрешили отправить. На местах служили еше 50 священников, которые к миссии никаким боком не относились. Война войной, а церковную юрисдикцию война не отменяет.

эти 14 священников - это представители из Прибалтики - 13 из Латвии и 1 из Эстонии. Из Литвы никого не послали, там была своя богословская война с польским католицизмом. Литовские поляки, в свою очередь, активно поддерживали Армию Крайову.

А кто такие еще 50? А это те, кто служил в храмах до войны в Новгородской, Псковской Ленинградской областях. Теперь они автоматически перешли под юрисдикцию митрополита Сергия.

в Конце 1942 года Сергий встречался с генералом Власовым и обсуждал с ним вопросы создания Святейшего Синода в областях, оккупированных немецкими войсками.

8 апреля 1944 года Архиерейское совещание в Риге приняло следующее воззвание:

Для понимания ситуации поясним:

Это Архиерейское совещание было, по сути, куском, фрагментом, епархией РПЦ, глава которой (тоже Сергий, но другой - Страгородский ) признавался рижской миссией за своего легитимного главу! А общее число прихожан этой миссии, как вы уже видели, составляло несколько миллионов человек.

В истории с "митрополитом" Сергием есть одно чрезвычайно любопытное обстоятельство, о котором позже рассказал на допросе один из его соратников - архимандрит Филипп (Морозов), Вот как он сам вспоминал об этом:

"Вторую встречу с митрополитом я имел в конце октября 1943 года. За несколько дней перед этим Синод епископов в Риге, под его председательством, сделал протестующее постановление против безбожия Советской власти и преследования религии в Советах.

Когда я задал ему вопрос, зачем он это сделал, ведь это неправда, он в ответ выяснил следующие обстоятельства:

Прибыл из Берлина в Ригу сам министр Гиммлер и вместе с генеральным комиссаром Прибалтики Лозе, стали принуждать его отречься от Патриарха Сергия на что он категорические заявил, что такого постановления он никогда не сделает… И вот они, как компромисс, предложили ему провести в Синоде постановление и воззвание против Советской власти."

Этот фрагмент говорит об очень многом! Прежде всего, он ясно показывает, что Сергий был законченным коллаборантом и антисоветчиком. А кроме того, он показывает, что, будучи тесно связанным с немецким руководством (сам гиммлер!), Сергий, тем не менее, считал Московский Патриархат главенствующим! То есть, Сергий не был раскольником, как нынешний украинский самозванец митрополит Филарет, давно заявивший о непризнании Московского Патриархата.

Сергий считал себя законной и естественной частью Московской Патриархии!

А это, в свою очередь, говорит, что с ролью всего Московского Управления всё ещё связано много загадок.

Понятно, к чему призывали на воскресных проповедях в этих приходах и о чём там молились! Вовсе не о победе Советской Армии.

Сергий был убит в 1944 году, предположительно Советской агентурой и похоронен с почестями в Риге в 1994 году при огромном скоплении народа. За голову его убийц немцы предложили награду в 10 000 рейхсмарок - сумма астрономическая, поскольку месячная зарплата немецкого рядового в е годы составляла 35 марок!

Случай с Сергием - не единственный в истории РПЦ в годы Войны. Были и другие деятели Церкви, тесно сотрудничавшие с оккупантами, в особенности - на Украине, но о них здесь мы говорить не будем, так как формат статьи в интернете ограничен и, кроме того, хочу повторить, что педалировать далее эту тему мне не хочется.

Было бы ошибкой считать всю русскую Православную церковь - предательской, а всех священников - коллаборантами и врагами СССР. Среди них были и вполне честные и порядочные люди. Но говорить о том, что Православие было главной силой, сокрушившей фашизм, конечно, нельзя.

Хотя бы из уважения к изложенным здесь фактам и чувствам автора статьи, который, не будучи ни верующим, ни, тем более - священником, оставляет за собой право любить свою страну и уважать её настоящую историю никак не меньше, чем члены Рижской или Псковской миссий.

автор 

Ехидный Douglas

http://www.pravmir.ru/zayavlenie-po-delu-ob-ubijstve-mitropo...

http://ivakin-alexey.livejournal.com/939508.html

Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации. Борис Ковалев - 2014

https://books.google.com/books?id=tTa6AAAAQBAJ&pg=PT528&...

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх